О проекте   Инфо   ЗПП   Карта   Участие   Поддержка   О рекламе   Гостевая   Форум   О нас   Благодарности   Партнеры   eMail   Браузеры


www.rusif.ru
Время Истории
Исторический Каталог
Wallpaper-sb
Каталоги
Web-Sam
Zip

 

beta
Время Истории

от Зарождения Вселенной до... Наших дней

[zzz/vs-sotcseti-vb-g.htm]

 

   
 
[zzz/vs-poisk-yandex.htm]
   
Древний Мир
- - - - -
народы, страны, государства, цивилизации
 

На предыдущую страницу

• Принт-версия представленного материала: здесь

• Ресурсы и файлы в интернете по теме см. здесь (ниже)

URL адрес страницы:

VB (автор, составитель)

• ...

 

Работа над разделами, подразделами, файлами не закончена... Что сделано - к Вашим услугам, остальное - в работе...

•••

Общее Время Истории
(хроно-файл)
До Нашей Эры:  XII XI X IX VIII VII VI V IV III II I (тысячелетия)

Наше Время:  I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI  (века)

•••

Шумеры, Шумерское Царство
~ 4-ое - 2-ое тысячелетие до н.э.

•••

•   •   •

предыстория:

Шумер - цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья в IV-III тыс.до н. э.

С момента смерти Шумерской Цивилизации вплоть до XIX века о цивилизации шумеров не знали абсолютно ничего. Абсолютно!

•   •   •

Шумеры, Шумерские государства -->

Шумерская цивилизация (кратко) -->

Шумерские Хроники (сборник) -->

•   •   •

Цивилизация, утонувшая во времени. Г. Шаров

- Печати из Мохенджо-Даро
- Расшифровка надписей
- Несколько... об арийских походах в Индию

 

Тайна Шумерской цивилизации. Пётр Смирнов

Шумеры. Забытый мир. М. Белицкий

Шумеры. Лесков И.В.

...

...

...

•   •   •

Царский список (таблица)...
...

...

Двуречье,
IV - III тысячелетие до н.э.
 --> --> -->

Шумеры, Шумерские государства
кратко
 

ШУМЕРЫ, первый из обитавших на территории Древней Вавилонии (в современном Ираке) народов, достигших уровня цивилизации. Вероятно, еще около 4'000 лет до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама(так от куда). Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли с Ираном, Эламом, Ассирией, Индией и районами Средиземноморского побережья шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.

примечание - так от куда:
от куда пришли шумеры??? вопрос более чем важный и, как в общей хроно-исторической картине мира соотносятся с Шумерской цивилизацией такие культуры (цивилизации) как Трипольская...  -->

примечание - нюанс:
шумеры не имели оружия - они не вели войн --- интересная информация к размышлению -->

Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и административной властью. Наиболее важными центрами в этот ранний исторический период были города Ур, Урук (Эрех), Умма, Эриду, Лагаш, Ниппур, Сиппар и Аккад – семитское государство на севере Месопотамии. Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров. Ок. 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша под властью Гудеа. Она закончилась ок. 2000 г. до н.э. с усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой Хаммурапи.

Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены(как) и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.

Литература:
Тураев Б.А. История Древнего Востока, т. 1. М., 1935

Шумерская цивилизация
кратко
 

Начало шумерской истории содержит в себе много тайн. Историки и археологи потратили немало сил, стараясь разгадать их. Сейчас мы знаем, как выглядели шумеры, в каких богов они верили, как вели хозяйство, воспитывали детей. Археологи ходят по улицам древних шумерских городов, восстанавливают расположение домов и храмов. Однако загадок меньше не становится. По мере накопления знаний возникают новые вопросы. И главный из них - откуда пришли шумеры, где их прародина?

Страна Шумер получила своё название от народа, поселившегося около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат, неподалёку от впадения её в Персидский залив.

Евфрат разделяется здесь на многочисленные протоки-рукава, которые то сливаются, то расходятся вновь. Берега реки низкие, поэтому Евфрат часто меняет свой путь к морю. При этом старое русло превращается постепенно в болото. Глинистые холмы, расположенные поодаль от реки, сильно выжжены солнцем. Жара, тяжёлые испарения от болот, тучи мошкары заставляли людей держаться подальше от этих мест. Низовья Евфрата долгое время не привлекали внимания земледельцев и скотоводов Передней Азии. Небольшие деревни располагались довольно далеко от воды, так как Евфрат разливается летом очень бурно и неожиданно, и наводнения всегда были здесь очень опасны (память о великих потопах сохранилась в шумерских преданиях). В бескрайние тростниковые заросли люди старались не заходить, хотя под ними скрывались очень плодородные земли. Они образовались из ила, оседавшего во время наводнений. Но в те времена обработка этих земель была ещё людям не под силу. Они умели снимать урожаи только с небольших открытых участков, напоминавших своими размерами скорее огороды, а не поля.

Всё изменилось, когда в стране рек и болот появились новые, энергичные хозяева - шумеры. Вот здесь-то и начинаются загадки. Мы не знаем, откуда они пришли в низовья Евфрата. В шумерских легендах упомянуты только высокие горы на их забытой родине, путь по морю, приведший их к устью Евфрата, и остров в море, который шумеры считали не только своей древней родиной, но и прародиной всех людей вообще. Известно, что речь идет об острове, который в древности называли Дильмун, а сейчас - Бахрейн.

На Бахрейне, однако, нет высоких гор, поэтому историки постарались проверить, есть ли правда в этих преданиях, и на протяжении многих лет вели на Бахрейне раскопки. Оказалось, что в древности на острове были шумерские поселения и кладбища - значит, шумеры жили здесь довольно долго. К сожалению, эти находки относятся к тому же времени, когда шумеры жили уже и в Междуречье. Может быть, на Бахрейне найдены просто небольшие торговые городки, связанные с главными городами на Евфрате?

Древнешумерский язык
кратко

Шумеры сильно отличались от окружавших их народов  - и прежде всего своим языком. В наши дни учёные умеют читать шумерские тексты, уже составлены многотомные словари шумерского языка. Для этого потребовалось много десятилетий упорного труда, но учёные не раз ошибались. Постепенно стало ясно, что древнешумерский язык не похож ни на один из древних и современных языков. Поэтому мы не можем сказать, с какими народами древности шумеры 'состояли в родстве', хотя учёные пытались подыскать им 'родню' и на Кавказе, и в Гималаях, и на Памире. Всю правду об их далёкой родине мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Лучше посмотрим, как повели себя шумеры в незнакомом для них месте, среди тростниковых зарослей и болот. Кроме плодородных, но ещё не освоенных земель новая родина шумеров могла похвастаться только большим количеством глины и тростника. Ни высоких деревьев, ни пригодного для строительства камня, ни руд, из которых можно выплавлять металлы, здесь не было. Шумеры научились строить дома из глиняных кирпичей; крыши этих домов настилались из тростника. Такой дом нужно было каждый год подправлять, подмазывая стены глиной, чтобы он не разваливался. Заброшенные дома постепенно превращались в бесформенные холмы, т.к. кирпичи были сделаны из необожжённой глины. Шумеры часто оставляли свои дома, когда Евфрат менял русло, и поселение оказывалось далеко от берега. Глины повсюду было много, и за пару лет шумеры успевали 'слепить' новый посёлок на берегу кормившей их реки. Для ловли рыбы и речных путешествий шумеры использовали плетенные из тростника небольшие круглые лодки обмазывая их снаружи смолой.

"Клинопись"- шумерское письмо
кратко

Обилие глины, из которой делали дома и посуду, предметы утвари и детские игрушки, подсказало шумерам мысль о том, чтобы писать на глиняных табличках. Писец работал так: из сырой глины изготавливалась небольшая плоская табличка, на которую острой палочкой наносились письмена. На вязкой глине трудно проводить линии одинаковой толщины, поэтому они получались похожими на треугольники или клинышки. Историки называют шумерское письмо 'клинописью' . Не очень нужные записи потом можно было стереть, а таблички с важными документами обжигали на огне, и они становились твёрдыми, как камень. Самые ранние записи принадлежат храмовым чиновникам - они должны были считать, сколько зерна, масла и мяса произведено в хозяйстве, сколько выдано работникам на пропитание, сколько осталось в распоряжении храма. Археологи научились складывать даже разбитые таблички и читать написанное на них. Обладая плодородными землями, шумеры со временем поняли, какие высокие урожая можно получать, если осушить болота и провести воду к сухим участкам.

Орошение полей в Междуречье было сложным делом. Когда по каналам поступало слишком много воды, она просачивалась под землю и соединялась с подземными грунтовыми водами, а они в Междуречье солёные. В результате снова соль вместе с водой выносилась на поверхность полей, и они быстро портились; пшеница на таких землях вообще не росла, да и рожь с ячменём давали невысокие урожаи. В конце концов засоленные поля просто забрасывали или же пасли на них овец. Шумеры далеко не сразу научились определять, сколько воды нужно для правильного полива полей: излишек или недостаток влаги были одинаково плохи. Разумнее всего в этих условиях было бы руководить орошением полей из одного места, а не доверять каждому крестьянину прорывать оросительные канавы, как ему вздумается.

Около 4000 г. до н. э. в Шумере развивается техника плавки золота и меди.

Около 3400 г. до н. э. в Шумере изобретено колесо.

Около 3300 г. до н. э. развивается письменность (сей факт представляет исключительный интерес).

Шумеры создали замечательные архитектурные сооружения. Живущие по соседству с Шумером семитские племена стремились овладеть его богатствами и около 2000 г. в Шумер вторглись семитские племена амореев. Они разрушили шумерскую цивилизацию и создали на месте старых городов новые царства. Два из них - Вавилонское и Ассирийское царства - превратились в могущественные государства.

источник:
http://evolutsia.com/url.php?site=http://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=35

Шумерские Хроники
(сборник)
не завершено
время
до
нашей
эры
  ...  

4 000 г.
до нашей эры

Некоторые историки относят к этому периоду «Великий потоп».
Другие считают, что в это время было сильнейшее наводнение в южной Месопотамии, оно осталось в памяти людей и вызвало позднее в литературе описание данного явления природы, как «Великий потоп».
В последнее время часть ученых его объясняют концом оледенения и подъем уровня Мирового океана на 120-140 м. Как следствие – затопление современного Персидского залива. Для жителей Месопотамии – это действительно великий потоп.
 
  ...  
около
4 000 г.
до нашей эры
Шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама.
Однако: откуда пришли шумеры - вопрос открыт - неизвестно...
 

3 900 г.
до нашей эры

По приданию, начало земного царствования в Шумере. Век ху-маннан (сильного человека).
Зарождение государственности в Месопотамии.
Найдены храмовые сооружения в Уруке.
Исторически Шумер состоял из городов, часть которых временно была городами-государствами.
Самые известные города – Аккад, Эшнунна, Ур, Урук, Лагаш, Абад, Ниппур, Киш, Акшак, Куту, Джемдет-Наср, Тель-Аграб, Эреду, Тель-Эль, Обейд, Умма, Иссин, Синнар, Бабило, Борсинна, Дильбат.
Соседями Шумер были Элам (Сузы), Мари, Марту (Амореи), Лулубеи, Кутии, Ашшур, Ниневия.
История Месопотамии была мировой историей.
 
3 500 г.
до нашей эры
Ранняя бронза (ранний бронзовый век) в Месопотамии и Юго-Восточной Азии.
Первые кирпичные дома из обожженного кирпича в Месопотамии.
Первый город-государство Урук в Месопотамии.
 
3 400 г.
до нашей эры

Появление клинописи в Месопотамии.
Найдены пиктограммы в Уруке и Джемдет-Насре.
В Уруке – храмовые комплексы.

 
3 100 - 2 900 гг.
до нашей эры
К этому периоду относятся таблички с расшифрованной письменностью Шумера.
Более ранняя письменность учеными пока не расшифрована, что позволяет им говорить об отсутствии таковой.
 
3 000 г.
до нашей эры

Первый лунный календарь в Месопотамии.
«Белый храм» в Уруке.
Храмы в Тепе-Гавре.
Первое официальное упоминание о Всевидящем Оке. Храм «Священного Ока» в Тель-Браке.
Элементы фортификации в городах Месопотамии.
Железные изделия в Месопотамии, Египте и Малой Азии.

Первая династия в Кеме (Египте). Ряд исследователей ее относят начало первой династии к 3100 году. Бронза в Кеме (Египте) и Индии.
Строительство первых укреплений в Трое.
Начало меди в Европе. Начало земледелия в Европе.
Зарождение неолитической культуры на территории России. Керамика с Ямочно-гребенчатым орнаментом.

 
3 000 - 2 600 гг.
до нашей эры
Период Джемдет-Насра в Месопотамии.  
3 000 - 2 000 гг.
до нашей эры

Существование города-государства Ашшур (Ассур) на Тигре, в будущем ядро ассирийской державы.
Эпоха ранней бронзы в Малой Асии. Троя (1-4), Бейчесултан, Алишар, Каниш.

 
  ...  
2 900 - 2 316 гг.
до нашей эры
Период расцвета шумерских городов-государств  
2 315-2 261 гг.
до нашей эры
Начало правления царя Аккада Саргона (Древнего), который объединил под своей властью Северную Месопотамию.  
2 316-2 200 гг.
до нашей эры
Объединение шумера под властью аккадской династии (семитских племен северной части Южного Междуречья перенявших шумерскую культуру).  
2 200-2 112 гг.
до нашей эры
Междуцарствие.  Период раздробленности и нашествий кочевников - кутиев  
2 112-2 003 гг.
до нашей эры
Шумерский Ренессанс, период расцвета культуры  
2 003 г.
до нашей эры
Падение Шумера и Аккада под натиском амореев (эламитов).  Анархия  
  ...  
     
  ...  
2 000 г.
до нашей эры
   
1 792 г.
до нашей эры
Возвышение Вавилона при Хаммурапи (Старовавилонское царство).  
  ...  
источник: Wikipedia
Шумеры
статья - «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Шумер&oldid=46614095»
сохранены ссылки первоисточника

Содержание

1 Шумеры

1.1 Язык

1.2 Письменность

2 История

2.1 I раннединастический период (ок. 2750-2615 до н. э.)

2.2 II раннединастический период (ок. 2615-2500 до н. э.)

2.3 III раннединастический период (ок. 2500-2315 до н. э.)

3 Культура

3.1 Искусство

3.1.1 Архитектура

3.1.2 Литература

3.2 Костюм

3.3 Религия

4 Правители

5 Примечания

6 Литература

7 Ссылки

Wikipedia
Древняя Месопотамия
Babylonlion.JPG
Ассириология
Области и государства
Города-государства Шумера

Верхнемесопотамские государства · Аккад · Шумеро-Аккадское царство · Исин · Аморейские царства · Вавилония · Ассирия · Субарту · Приморье

Население

Аборигены Месопотамии · Шумеры · Аккадцы · Вавилоняне · Ассирийцы · Амореи · Арамеи · Касситы · Кутии · Луллубеи · Субареи · Халдеи · Хурриты

Письменность и языки

Клинопись

Шумерский · Аккадский · Протоевфратские языки · Прототигридские (банановые) языки · Хурритский
Шумеро-аккадская мифология
Периодизация

Доисторическая Месопотамия

Эпоха Урук - Джемдет-Наср

Раннединастический период

Ранние деспотии

Старовавилонский

Староассирийский периоды

Средневавилонский

Среднеассирийский периоды

Новоассирийский период

Нововавилонское царство

Шуме́р - первая(?) письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата в IV-III тысячелетиях до н. э.

Шумеры - народ, заселявший Южное Междуречье (междуречье Тигра и Евфрата на юге современного Ирака) на заре исторического периода. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма. Шумеры также знали технологию колеса и обожжённого кирпича.

Язык

Язык шумеров имеет агглютинативную структуру. Его родственные связи в настоящее время не установлены; в разработке находится ряд гипотез.

Письменность

Шумерская письменность, в дальнейшем развившаяся в клинопись, считалась древнейшей известной письменной системой. (До тех пор, пока в 1961 году на территории Румынии были найдены глиняные таблички, датированные 5500 г. до н. э., считающиеся самым древним образцом письменности. Подробнее см. Тэртэрийские надписи).

Клинопись - это система письма, при которой знаки выдавливаются тростниковой палочкой (стило) на табличке из сырой глины. Клинопись распространилась на всё Междуречье и стала основной письменностью древних государств Ближнего Востока вплоть до первого века нашей эры.

Система шумерского письма - словесно-слоговая. В её основе лежит многозначная идеограмма и дополнительный знак, выражающий связь с конкретным звуковым элементом. Клинообразный значок фиксирует некоторое общее понятие (найти, умереть, продать), а система дополнительных значков однозначно привязывается к обозначению какого-либо класса предметов. Например, имеется значок, обозначающий хищное животное: ► При использовании его в каком-либо тексте при помощи значков автор указывает, что это было конкретное хищное животное: лев ►↓↓ или медведь ►↑↑.

Таким образом, в шумерской письменности возникает определённая система значков, имеющих относительно строгую фиксацию.

История

Во второй половине 4-го тыс. до н. э. в Южной Месопотамии появились шумеры - народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Относятся к средиземноморской расе[источник не указан 20 дней]. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно свидетельство - в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Многое говорит и за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём. Во-первых, они, прежде всего, появились в устьях рек. Во-вторых, в их древнейших верованиях главную роль играли боги Ану, Энлиль и Энки. И, наконец, едва поселившись в Двуречье, шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам. Первые шумеры, появившиеся в Месопотамии, составляли небольшую группу людей. Думать о возможности массовой миграции морским путём в то время не приходится. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества - остров Дильмун, однако гор на этом острове нет.

Обосновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Это был их первый город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности. По прошествии ряда лет шумеры двинулись вглубь Месопотамской равнины, возводя или завоёвывая новые города. Для наиболее отдалённых времён шумерская традиция является настолько легендарной, что не имеет почти никакого исторического значения. Уже из данных Бероса было известно, что вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода: «до потопа» и «после потопа». Берос в своём историческом труде отмечает 10 царей, правивших «до потопа», и приводит фантастические цифры их правления. Те же данные приводит и шумерский текст 21-го века до н. э., так называемый «Царский список». Кроме Эреду, в качестве «допотопных» центров шумеров «Царский список» называет Бад-Тибиру, Ларак (впоследствии малозначимые поселения), а также Сиппар на севере и Шуруппак в центре. Этот пришлый народ подчинил себе страну, не вытеснив - этого шумеры просто не могли - местного населения, а напротив они восприняли многие достижения местной культуры. Тождество материальной культуры, религиозных верований, общественно-политической организации различных шумерских городов-государств отнюдь не доказывает их политической общности. Напротив, скорее можно предположить, что с самого начала экспансии шумеров вглубь Месопотамии возникло соперничество между отдельными городами, как вновь основанными, так и завоёванными.

I раннединастический период (ок. 2750-2615 до н. э.)

В начале 3-го тыс. до н. э. в Двуречье существовало около полутора десятков городов-государств. Окрестные, мелкие селения подчинялись центру, во главе которого стоял правитель, являвшийся иногда одновременно и военачальником и верховным жрецом. Эти мелкие государства принято в настоящее время именовать греческим термином «номы». Известны следующие номы, существовавшие к началу Раннединастического периода:

Древнее Междуречье

  1. Эшнунна. Расположен был ном Эшнунна в долине реки Диялы.
  2. Сиппар. Расположен выше раздвоения Евфрата на собственно Евфрат и Ирнину.
  3. Безымянный ном на канале Ирнина, позднее имевший центр в городе Куту. Первоначальными центрами нома были города, расположенные под современными городищами Джедет-Наср и Телль-Укайр. Города эти прекратили своё существование к началу 3-го тыс. до н. э.
  4. Киш. Расположен на Евфрате, выше его соединения с Ирниной.
  5. Кеш. Расположен на Евфрате, ниже его соединения с Ирниной.
  6. Ниппур. Расположен ном на Евфрате, ниже отделения от него Интурунгаля.
  7. Шуруппак. Расположен на Евфрате, ниже Ниппура. Шуруппак, по-видимому, всегда зависел от соседних номов.
  8. Урук. Расположен на Евфрате, ниже Шуруппака.
  9. Ур. Расположен в устье Евфрата.
  10. Адаб. Расположен на верхнем отрезке Интурунгаля.
  11. Умма. Расположен на Интурунгале, в месте отделения от него канала И-нина-гена.
  12. Ларак (город). Расположен на русле канала, между собственно Тигром и каналом И-нина-гена.
  13. Лагаш. Ном Лагаш включал в себя целый ряд городов и поселений, расположенных на канале И-нина-гена и примыкающих к нему каналах.
  14. Акшак. Местоположение этого нома не совсем ясно. Обычно его отождествляют с позднейшим Описом и помещают на Тигре, против впадения в него реки Диялы.

Из городов шумеро-восточносемитской культуры, находившихся вне Нижней Месопотамии важно отметить Мари на Среднем Евфрате, Ашшур на Среднем Тигре и Дер, расположенный к востоку от Тигра, по дороге в Элам.

Культовым центром шумеро-восточносемитских городов был Ниппур. Возможно, что первоначально именно ном Ниппур назывался Шумером. В Ниппуре находился Э-кур - храм общешумерского бога Энлиля. Энлиль почитался как верховный бог ещё в течение тысячелетий всеми шумерами и восточными семитами (аккадцами), хотя Ниппур никогда не представлял собой политического центра ни в историческое, ни, судя по шумерским мифам и легендам, в доисторическое время.

Анализ как «Царского списка», так и археологические данные показывают, что двумя главнейшими центрами Нижней Месопотамии с начала Раннединастического периода являлись: на севере - Киш, господствующий над сетью каналов группы Евфрат-Ирнина, на юге - поочерёдно Ур и Урук. Вне влияния, как северного, так и южного центров обычно находились Эшнунна и прочие города долины реки Диялы, с одной стороны и ном Лагаш на канале И-нина-гена, с другой.

II раннединастический период (ок. 2615-2500 до н. э.)

Поражение Аги под стенами Урука вызвало, как кажется, нашествие эламитов, покорённых его отцом. Кишская традиция помещает после I династии Киша династию эламского города Авана, которая, очевидно, установила свою гегемонию, помимо Элама, и в северной части Двуречья. Та часть «списка», где следовало бы ожидать имена царей династии Авана, повреждена, но возможно, что одним из этих царей был Месалим.

На юге параллельно династии Авана продолжала осуществлять гегемонию I династия Урука, правителю которого Гильгамешу и его преемникам удалось, как свидетельствуют документы из архива города Шуруппака, сплотить вокруг себя ряд городов-государств в военный союз. Этот союз объединял государства расположенные в южной части Нижней Месопотамии, по Евфрату ниже Ниппура, по Итурунгалю и И-нина-гене: Урук, Адаб, Ниппур, Лагаш, Шуруппак, Умма и др. Если принять во внимание территории, охваченные этим союзом, можно, вероятно, отнести время его существования до правления Месалима, поскольку известно, что при Меселиме каналы Итурунгаль и И-нина-гена находились уже под его гегемонией. То был именно военный союз небольших государств, а не объединённое государство, ибо в документах архива нет данных о вмешательстве правителей Урука в дела Шуруппака или об уплате им дани.

Правители «номовых» государств, включенных в военный союз, титула «эн» (культовый глава нома), в отличие от правителей Урука, не носили, а обычно называли себя энси или энсиа[к] (аккад. ишшиаккум, ишшаккум). Термин этот видимо означал «господин (или жрец) закладки сооружений». В действительности, однако, энси имел и культовые, и даже военные функции, так он возглавлял дружину из храмовых людей. Некоторые правители номов стремились присвоить себе титул военного вождя - лугаля. Часто это отражало претензию данного правителя на независимость. Однако не всякий титул «лугаль» свидетельствовал о гегемонии над страной. Военный вождь-гегемон называл себя не просто «лугалем своего нома», а либо «лугалем Киша» если претендовал на гегемонию в северных номах, либо «лугалем страны» (лугаль Калама), для получения такого титула необходимо было признание военного верховенства данного правителя в Ниппуре, как центре общешумерского культового союза. Остальные лугали по своим функциям практически не отличались от энси. В некоторых номах были только энси (например в Ниппуре, Шуруппаке, Кисуре), в других только лугали (например в Уре), в третьих и те и другие в разные периоды (например в Кише) или даже, может быть, одновременно в ряде случаев (в Уруке, в Лагаше) правитель временно получал титул лугаля вместе с особыми полномочиями - военными или другими.

III раннединастический период (ок. 2500-2315 до н. э.)

III этап Раннединастического периода характеризуется бурным ростом богатств и имущественным расслоением, обострением социальных противоречий и неустанной войной всех номов Двуречья и Элама друг против друга с попыткой правителей каждого из них захватить гегемонию над всеми остальными.

В этот период расширяется ирригационная сеть. От Евфрата в юго-западном направлении были прорыты новые каналы Арахту, Апкаллату и Ме-Энлила, часть которых достигала полосы западных болот, а часть полностью отдавала свои воды орошению. В юго-восточном направлении от Евфрата, параллельно Ирнине был прорыт канал Зуби, бравший начало от Евфрата выше Ирнины и тем самым ослаблявший значение номов Киша и Куту. На этих каналах образовывались новые номы:

  • Вавилон (ныне ряд городищ у города Хилла) на канале Арахту. Общинный бог Вавилона был Амаруту (Мардук).
  • Дильбат (ныне городище Дейлем) на канале Апкаллату. Общинный бог Ураш.
  • Марад (ныне городище Ванна ва-ас-Са’дун) на канале Ме-Энлила. Общинный бог Лугаль-Марада и ном
  • Казаллу (точное местоположение неизвестно). Общинный бог Нимушда.
  • Пуш на канале Зуби, в его нижней части.

Новые каналы были отведены и от Итурунгаля, а также прорыты внутри нома Лагаш. Соответственно возникли и новые города. На Евфрате ниже Ниппура, вероятно базируясь на прорытые каналы, также выросли города претендовавшие на независимое существование и боровшиеся за источники воды. Можно отметить такой город как Кисура (по-шумерски «граница», скорее всего, граница зон северной и южной гегемонии, ныне городище Абу-Хатаб), некоторые номы и города, упоминаемые надписями времен 3 этапа Раннединастического периода, не поддаются локализации.

Ко времени 3 этапа Раннединастического периода относится набег на южные районы Двуречья, предпринятый из города Мари. Набег из Мари приблизительно совпал с концом гегемонии эламского Авана на севере Нижней Месопотамии и I династии Урука на юге страны. Была ли тут причинная связь, сказать трудно. После того на севере страны стали соперничать две местные династии, как видно на Евфрате, другая на Тигре и Ирнине. Это были II династия Киша и династия Акшака. Половина сохраненных «Царским списком» имен правивших там лугалей - восточносемитская (аккадская). Вероятно, обе династии были аккадскими по языку, а то, что часть царей носила шумерские имена, объясняется силой культурной традиции. Степные кочевники - аккадцы, пришедшие, видимо, из Аравии, поселились в Месопотамии почти одновременно с шумерами. Они проникли в центральную часть Тигра и Евфрата, где вскоре осели и перешли к земледелию. Примерно с середины 3-го тыс. аккадцы утвердились в двух крупных центрах северного Шумера - городах Кише и Акше. Но обе эти династии имели мало значения по сравнению с новым гегемоном юга - лугалями Ура.

По древнешумерскому эпосу, около 2600 г. до н. э. Шумер объединяется под властью Гильгамеша, Урукского царя, позже передавшего власть династии Ура. Затем трон захватывает Лугальаннемунду, правитель Адаба, подчинивший Шумеру пространства от Средиземного моря до юго-западного Ирана. В конце XXIV в. до н. э. новый завоеватель - царь Уммы Лугальзагеси расширяет эти владения до Персидского залива.

В XXIV веке до н. э. большая часть Шумера была завоёвана Аккадским царём Шаррумкеном (Саргон Великий). К середине II тысячелетия до н. э. Шумер был поглощён набиравшей силу Вавилонской империей. Ещё раньше, к концу III тысячелетия до н. э., шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух тысячелетий как язык литературы и культуры.

Культура

Клинописная табличка

Шумер - одна из древнейших известных нам цивилизаций. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение, хотя доподлинно не известно были ли эти напитки схожи по структуре с более поздними хмельными настойками.

Искусство || Основная статья: Шумерское искусство

Архитектура

В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV-III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat- святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проём и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.

[1]

Литература

Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается «Эпос о Гильгамеше» - собрание шумерских легенд, позже переведённых на Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге дикаре Энкиду и поисках секрета бессмертия. Одна из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного потопа, повторяется в библейской истории о Ноевом Ковчеге.

Известен также шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш», а также серия табличек «Урра-Хубуллу» (что по-шумерски и по-аккадски соответственно означает «долг» или «процентный заем»[2]), являющаяся своего рода энциклопедией из 24 книг.[3]

Шумерская богиня

Костюм || Основная статья: Костюм Древней Месопотамии

Религия || Основная статья: Шумеро-аккадская мифология

Шумерский пантеон функционировал как ассамблея во главе с богом-царём. Собрание богов делилось на группы, основная из коих известна как «Великие Боги» состояла из 50-ти божеств и, по верованиям шумеров, вершила судьбу человечества. Также божества разделялись на креативные и некреативные. Креативные боги были ответственны за небо (Ан), землю (богиня-матерь Нинхурсаг), море (Энки), воздух (Энлиль). Космические явления и культурные феномены поддерживались в гармонии благодаря так называемым «Мэ» (или «Ме»). Мэ - это набор правил, данных каждой космической функции и культурному феномену, с целью вечного поддержания их функции соответственно кланам создавшего их божества. Правила Мэ:

  • энство
  • истина
  • царская власть
  • закон
  • искусство

Человек, согласно шумерской мифологии, создан из глины, замешанной на божественной крови. Также у шумеров присутствовал миф о всемирном потопе.

Вселенная в шумерской мифологии состоит из нижнего и верхнего мира и землёй между ними. В целом нижний мир считался огромным космическим пространством под землёй, противовесом небесам. Нижним миром правили боги: Нергаль и Эрешкигаль.

Шумеры считали, что они созданы для служения богам, между ними и богами существует очень тесная связь. Своим трудом они как бы «кормят» богов, и без них боги не смогли бы существовать также, как и шумеры без богов.

Правители

Примечания

  1. Кравченко А. И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.:Академический проект, 2001.
  2. Журнал «Вокруг света» Открытие Зодиака.2006.
  3. Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроникиЭлектронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология». Минск, 2007.

Литература

Ascalone, Enrico. 2007. Mesopotamia: Assyrians, Sumerians, Babylonians (Dictionaries of Civilizations; 1). Berkeley: University of California Press. ISBN 0-520-25266-7 (paperback).
Bottéro, Jean, André Finet, Bertrand Lafont, and George Roux. 2001. Everyday Life in Ancient Mesopotamia. Edingurgh: Edinburgh University Press, Baltimore: Johns Hopkins University Press.
Crawford, Harriet E. W. 2004. Sumer and the Sumerians. Cambridge: Cambridge University Press.
Leick, Gwendolyn. 2002. Mesopotamia: Invention of the City. London and New York: Penguin.
Lloyd, Seton. 1978. The Archaeology of Mesopotamia: From the Old Stone Age to the Persian Conquest. London: Thames and Hudson.
Nemet-Nejat, Karen Rhea. 1998. Daily Life in Ancient Mesopotamia. London and Westport, Conn.: Greenwood Press.
Kramer, Samuel Noah The Sumerians: Their History, Culture and Character. - University of Chicago Press, 1963. - ISBN 0-226-45238-7
Kramer, Samuel Noah. Sumerian Mythology: A Study of Spiritual and Literary Achievement in the Third Millennium BC.
Kramer, Samuel Noah. The Sumerians : Their History, Culture, and Character.
Roux, Georges. 1992. Ancient Iraq, 560 pages. London: Penguin (earlier printings may have different pagination: 1966, 480 pages, Pelican; 1964, 431 pages, London: Allen and Urwin).
Schomp, Virginia. Ancient Mesopotamia: The Sumerians, Babylonians, And Assyrians.
Sumer: Cities of Eden (Timelife Lost Civilizations). Alexandria, VA: Time-Life Books, 1993 (hardcover, ISBN 0-8094-9887-1).
Woolley, C. Leonard. 1929. The Sumerians. Oxford: Clarendon Press.

Ссылки

Geography
Language
 

<< предыдущий файл  <<>>  следующий файл >>

 

дополнительные материалы по теме:

•   Шумеры, Шумерские государства || Шумерская цивилизация (кратко) || Шумерские Хроники (сборник)

•   Цивилизация, утонувшая во времени. Г. Шаров (Печати из Мохенджо-Даро, Расшифровка надписей, Несколько... об арийских походах в Индию)

•   Тайна Шумерской цивилизации. Пётр Смирнов || Шумеры. Забытый мир. М. Белицкий

•   Шумеры. Лесков И.В. || ...

•   ...

•   Царский список (таблица)...

книги

•   Крамер С.Н.   Мифология Шумера и Аккада   Пер. В. А. Якобсона.

•   Мариан Белицкий   Шумеры - забытый мир

•   Г. Шаров   Цивилизация, утонувшая во времени. (хараппская цивилизация - статья)

•   ...

древний мир - общие материалы

•   История настоящая и не настоящая (исторический обзор)...

•   ...

 

 

каталог
исторических
ресурсов

Древний Мир - народы, государства, цивилизации

тематические ресурсы и файлы в интернете

Исчезнувшие Народы

История развития человечества насчитывает не одну тысячу лет, цивилизации сменяли друг друга; разные народы привносили свою лепту в эволюцию человечества. Многие народы, создавшие такие великие цивилизации, как Мохеджо-Даро, Хараппа, Ассирия, Вавилон, Инки, Ур, Этруски и Кельты, бесследно ушли в историю, оставив после себя только... Разделы: Введение  Амореи  Гиксосы  Иберийцы  Киммерийцы  Кельты  Гунны  Скифы  Саки  Хетты  Этруски  Таино  Ацтеки  Сарматы  Касситы  Мерое  Лемурия 

http://www.ischezli.ru/

Древний мир - история далеких веков...

Древний мир - история далеких веков...

Сайт посвящен истории древних держав, таких как Двуречье, Египет, Индия, Греция, Ассирия, Персия, Китай, Рим, Майя, Финикия, Япония, Цейлон, Ацтеки, Палестина, Корея, Индокитай. На сайте можно найти карты, сведения об исторических личностях, военном искусстве, новые теории, версии и гипотезы, хронологию, рефераты и экскурсии.

http://www.ifni.ru/

История Древнего Мира

Ресурс обзорных тематических статей...

http://www.mystic-chel.ru/

ХРОНОС – всемирная история в интернете

Авторский проект (день рождения 20 января 2000 года) - разделы: Библиотека Хроноса   Исторические источники   Биографический указатель   Предметный указатель   Генеалогические таблицы   Страны и государства   Этнонимы   Религии мира   Статьи на исторические темы  Методика преподования   Карта сайта   Авторы Хроноса  

http://www.hrono.ru/

   
>>>

подробнее (в каталоге) >>

•   •   •

Реклама Подробнее

 
в разработке в разработке в разработке

[zzz/vs-calendar.htm]

Время Прошлого
Разделы, Подразделы, Материалы

  Время Истории (стартовая)

  Общее Время (хроно-файл)

  История в Видео (стартовая)

  Карта ресурса (сводная)

   Время Вселенной

   Солнечная Система

   Эпохи планеты Земля

   Эволюция...

   Древнейшие Цивилизации

   До Всемирного Потопа

   Всемирный Потоп...

   Древний Мир

   Пришествие Иисуса Христа

   Новое Время (от РХ)

   История... (подразделы)

   Территории, Континенты

   Россия, страны СНГ и Балтии

   Европа (история стран)

   Африка (история стран)

   Азия (история стран)

   Америка (история стран)

   Австралия и... (история стран)

   Артефакты истории

   Хроно-таблицы (стартовая)

   Катастрофы

   Справочники, Энциклопедии

   Исторический Каталог

 Новостные информеры

 Таблицы...

 Карты, Схемы...

 Книги, Лекции... (на ресурсе)

 ZIP (архивные файлы ресурса)

 Карта ресурса...

[zzz/vs-poisk-nes.htm]

•   •   •

Реклама

в разработке
 
[zzz-dwt/vs-dvb-time.htm]

Время Истории

поддержать
проект

Яндекс - Деньги

Для корректной работы ресурса требуется разрешить, в браузере,
использовать активное содержимое (ActiveX)...
подробнее >>

 

Обнаружили орфографическую ошибку:
выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter...
подробнее >>

Система Orphus

Яндекс.Метрика
Besucherzahler russian marriage
счетчик посещений