О проекте   Инфо   ЗПП   Карта   Участие   Поддержка   О рекламе   Гостевая   Форум   О нас   Благодарности   Партнеры   eMail   Браузеры


www.rusif.ru
Время Истории
Исторический Каталог
Wallpaper-sb
Каталоги
Web-Sam
Zip

 

beta
Время Истории

от Зарождения Вселенной до... Наших дней

[zzz/vs-sotcseti-vb-g.htm]

 

   
 
[zzz/vs-poisk-yandex.htm]
   
Древний Мир
- - - - -
народы, страны, государства, цивилизации
 

На предыдущую страницу

• Принт-версия представленного материала: здесь

• Ресурсы и файлы в интернете по теме см. здесь (ниже)

URL адрес страницы:

VB (автор, составитель)

• ...

 

Работа над разделами, подразделами, файлами не закончена... Что сделано - к Вашим услугам, остальное - в работе...

•••

Общее Время Истории
(хроно-файл)
До Нашей Эры:  XII XI X IX VIII VII VI V IV III II I (тысячелетия)

Наше Время:  I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI  (века)

•••

<< Древние Арии   Арии   Потомки Ариев >>

•••

•   •   •

кратко / определение:

А́рии - группа индоиранских племен, которая, согласно широко принятой среди учёных теории, обитала в бронзовом веке в степях Евразии и переселилась во II тыс. до н. э. в Иран и Индию, но часть (восточные иранцы) осталась (персы прозвали их туранцами). До середины XX века этот термин также использовался для обозначения праиндоевропейцев, так как долгое время считался их самоназванием, а также для обозначения современных индоевропейских народов. Термин употребляется в этнологическом и лингвистическом смыслах.
(прим. особое значение - древние арии, до описываемого времени)

•   •   •

Этимология слова «арий» идёт от санскр. आर्य и перс. آریا ārya - «благородный». БСЭ: «В древнейших памятниках индоиранских народов эти народы называют себя арийцами, что обозначало полноправных людей, в отличие от соседних или покорённых народов». Слово «Иран», известное уже из надписей Ахеменидов, этимологически связано с названием ариев и обозначает «страна достойных».

•   •   •

Антропологически арийцы относились к так называемым палеоевропеоидным группам населения (северные европеоиды)[1]. Их антропологический тип характеризовался массивным лицом, брахио- и суббрахикефалией (соответственно - с сильно и слабо выраженной сплюснотостью черепа по вертикальной оси), большим продольным диаметром и большой высотой черепной коробки, выступающим носом, в меру массивным телосложением и ростом выше среднего, а также светлым цветом глаз, кожи, волос.

Представленная ниже статья из Википедии является хорошей основой для понимания "Кто такие Арии", однако... освещается только временной отрезок около 3-го - 2-го тысячелетий до н.э. и то в общем виде и общие вопросы. Период поздних ариев. Принципиальные вопросы: что это за народ, откуда пришли арии на территорию Ирана и Индии, где их прародина, почему её покинули, каков их исторический путь во времени  и ..., факты и исследования последних десятилетий - всё это в данной статье не только не отражено, но и умалчивается. Представленная статья отражает устоявшеюсю европеоидную "историческую" концепцию. Однако: статья позволяет получить необходимый минимум информации для дальнейшего понимания исторического прошлого. Дополнения и приложения (к данной статье) позволят сделать полное представление об Ариях - как предках, в первую очередь славянских народов, и европейских в частности...
составитель - VB

материал из Википедии - свободной энциклопедии
источник: http://www.ru.wikipedia.org/
url страницы: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Арии

примечания:
по мере наполнения освещаемого вопроса материалами, они будут отражаться в табличных вставках, ссылках и переходах, по месту предназначения, с начальным смыслом и переходом на страницу подробного изложения

Арии
(обзорная статья из Википедии с сохранением гиперссылок)
 

Золотая модель колесницы
 из Амударьинского клада
Иранское ожерелье I тысячелетия до н. э., найденное при раскопках в Гилянe

А́рии (др.-инд. ā́rya-, авест. airya-, др.-перс. ariya-) - самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии (II-I тыс. до н. э.), говоривших на арийских языках индоевропейской семьи языков. Языковая и культурная близость этих народов заставляет предположить существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные арийские, или как их ещё называют, индоиранские народы.

Содержание:
  • 1 Этноним
    • 1.1 Этимология
    • 1.2 Использование в древности
      • 1.2.1 В Индии
        • 1.2.1.1 В Ведах
        • 1.2.1.2 В эпоху смрити
        • 1.2.1.3 В буддизме
      • 1.2.2 В иранском мире
        • 1.2.2.1 В древнеиранскую эпоху
        • 1.2.2.2 В среднеиранскую эпоху
    • 1.3 Современные рефлексы
      • 1.3.1 В нуристанских языках
      • 1.3.2 В Индии
      • 1.3.3 В иранском мире
  • 2 Происхождение
  • 3 Язык
  • 4 Культура и религия
    • 4.1 Материальная культура
    • 4.2 Социальная структура
    • 4.3 Духовная культура
  • 5 Употребление термина «арии»/«арийцы» в XIX - начале XX веков
  • 6 Расовые теории
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Этноним

...Арии:
Арийские языки   Нуристанские
Индоиранские:   Индоарийские · Дардские · Иранские
Древние:   Митаннийскоарийский Древнеиндийский   (Ведический · Санскрит)   Древнеиранский   (Авестийский · Древнеперсидский)

Этнические группы   Индоарийцы · Иранцы · Дарды · Нуристанцы

Религии   Праиндоиранская религия · Ведическая религия · Гиндукушская религия · Индуизм · Буддизм · Зороастризм
Древняя литература   Веды  · Авеста

Этимология

Для этнонима *a/āri̯a- предполагается возведение к индоевропеской форме *ar-i̯-o-, отражённой, по всей вероятности, также в др.-ирл. aire «знатный», «свободный» и др.-сканд. (рунич.) arjōstēR «знатнейшие». Последние слова, однако, никогда не использовались в качестве этнонима, в то время как в языках индоиранских (арийских) народов помимо значения «благородный», слово имело ярко выраженную этническую коннотацию, противопоставлявшую ариев («своих людей») окружающим чужим народам — др.-инд. anā́rya-, авест. anairya- «не-арий», «варвар».

Предлагались различные версии происхождения *ar-i̯-o-, начиная от уже оставленных в академических кругах версий XIX века: от глагола «передвигаться» (то есть «кочевник») или от глагола «пахать» (то есть «земледелец»). В 1938 году Паулем Тиме была выдвинута получившая в своё время широкое распространение и критически переосмысленная Э. Бенвенистом этимология *ar-i̯-o- как «проявляющий гостеприимство» по отношению к *ari (др.-инд. arí «друг», «враг», «чужестранец»)[1].

Данная гипотеза подтверждается наличием др.-инд. aryá- (←*ari̯a-) «господин», «хозяин дома», прямо соответствующего иранским вариантам этнонима (с кратким а-). При этом древнеиндийский вариант с долгим ā- (ā́rya-) можно трактовать как вриддхи-форму от aryá-, то есть «член союза домохозяев-aryá, в котором проявляется взаимное гостеприимство». С этим соотносится и такое важное общеарийское обожествляемое понятие как *ari̯aman- (др.-инд. aryaman-, авест. airyaman-) — Арьяман, букв. «арийство», божество дружбы, гостеприимства и свадьбы.

Др.-инд. arí «друг» (но и «враг» как «чужак»), по всей видимости, имеет параллели в хетт. ara- («товарищ») и с армянским «ari» («ари» — «мужественный»). Для этого слова Семереньи предполагал ближневосточный источник (ср. угар. ′arj «родственник», «товарищ»)[2][3].

Между тем, Иллич-Свитыч, опираясь на то, что сама морфология слова не соответствует индоевропейской структуре (начальное a- вместо ожидаемого ларингала *He-, наличие двух сонантов подряд), выводил пра-и.е. *ar-i̯-o- напрямую из семитских языков (ср. др.-евр. ḥōrim «знатные», «свободнорожденные» и др., корень ḥ-r-r «освобождать»)[4].

Использование в древности

В древнюю эпоху термин *a/āri̯a- (арий/арья) был основным надплеменным этнонимом, обозначавшим у индоиранских народов совокупность племён, с которыми они ощущали родство и непосредственную этническую связь. Широко применялся термин также и в лингвистическом смысле: арийский язык — родной язык индоиранцев. Между тем, исторические свидетельства бытования этнонима относятся ко времени после распада индоиранского единства, который с течением веков только усугублялся. Поэтому для индоиранской этнонимии характерно с одной стороны исключение из охвата этнонимом арья окружающих народов такого же арийского происхождения, родственная связь с которыми в данной общности перестаёт осознаваться, а с другой — постепенное забвение этого этнонима и вытеснение его более локальными самоидентификациями.

В Индии

В Ведах

Для ведической литературы характерно использование ārya- в качестве общего этнонима всех арийских племён, исповедовавших ведическую религию и противопоставленных anārya- «неарий», dasyu-, dāsa «враги-аборигены» (дасы), mleccha- «варвар». В значении «благородный» он объединял три «дваждырождённых» варны (брахманы, кшатрии и вайшьи), противопоставленные шудрам как неарийской по происхождению варне. В значении «народ» им обозначались преимущественно вайшьи (то есть «простой люд») в противопоставление брахманам и кшатриям.

В Ригведе этноним упоминается 36 раз в 34 гимнах. Арийский мир в Ригведе охватывает прежде всего Sapta Sindhavaḥ (Семиречье, реки Пенджаба) и объединяет 5 больших племён: Anu, Druhyu, Yadu, Turvaśa и Pūru. В эпоху более поздних Вед центр индоариев смещается к востоку, в нынешнюю Харьяну, где возвышаются племя Bhārata. Значение слова ārya- всё больше связывается с ведическим религиозным культом, появляется понятие vratya- («отступники») — группы людей арийского происхождения, не придерживающиеся всех установлений Вед.

В эпоху смрити

Арьяварта

В более поздней санскритской литературе появляется понятие Арьяварты (Āryāvarta, «страна ариев»), сердце брахманистской цивилизации. Согласно Законам Ману, Арьяварта простирается от Гималаев до гор Виндхья и от восточного моря до западного[5], то есть охватывает Северную Индию от долины Инда до Бенгалии и прежде всего междуречье Ганга и Джамны.

Если для эпохи Ригведы западная граница арийского мира неясна и, возможно, некоторые из перечисленных в этом памятнике арийских племён относились скорее к близкородственным иранским народам, то в эпоху смрити западные народы (иранцы) уже не рассматривались в качестве соотечественников и к ним не применялось обозначение арии.

Сам термин ārya- на протяжении эпического периода продолжает употребляться в этническом значении («благородный дваждырождённый индиец»), хотя его значение всё больше смещается в этико-религиозную сторону, начиная с Рамаяны и Махабхараты эпитет арья (ārya-) означает прежде всего «благочестивый», «достойный» и прилагается к разным персонам в зависимости от их поведения и образа жизни.

В буддизме

В буддистской литературе ārya (пали ariya) в значении «благородный», «святой» употребляется даже чаще, чем в индуистской. Буддистское учение часто именуется ariyassa dhammavinayo «благородная дхарма и виная», четыре благородные истины — cattāri ariyasaccāni («четыре арийские истины»), восьмеричный путь — ariyamagga («арийский путь»), сами буддисты — ariyapuggala («арийские люди»), а их противники — anārya («неарии»). В некоторых текстах говорится, что ārya dharma (учение Будды) было проповедано всем: ариям (ārya), дасью, дэвам, гандхарвам и асурам.

В иранском мире

В древнеиранскую эпоху (подробно здесь - География Авесты)

В Авесте широко используется имя (airya-) в качестве этнической самоидентификации создателей памятника: airyanąm «из ариев» (о стрелке Эрехше), airyå daiŋʹhāwō «арийские страны», airyābyō pāδaēbyō «от арийских мест», airyō.šayanəm «обиталище ариев» и др., а также легендарный airyanəm vaējō «Аирьяна Ваэджо», «Эранвеж» (ср. также название горы airyō.xšuθa- «арийское удовлетворение»).

Не совсем ясно, какой именно круг народов включался в ариев. Михр-яшт, 13-14 включает в Аирьошаяну (обиталище ариев) шесть стран: Ишкату и Поуруту (в горах Гиндукуша), Моуру и Харою (Мерв и Герат), Гава-Сугду и Хваиризем (Согдиана и Хорезм). Видевдад 1 перечисляет 16 «наилучших стран», начиная с Аирьяна Ваэджо, не именуя правда их прямо «арийскими». В них включаются и некоторые области Западной Индии. С другой стороны, в Авесте уже встречается перечисление пяти «народов»: ариев (airya-) — самоназвание создателей Авесты — и противопоставленных им туирьев (tūirya-), саиримов (sairima-), саини (sāini-) и дахов (dåŋha-), при этом последние четыре также относятся к ираноязычным (то есть арийским) народам. Из этого авестийского концепта в дальнейшем выросло противопоставление Ирана (то есть земли ариев, см. ниже) и Турана.

В древнеперсидских надписях этноним ariya- используется в трёх контекстах:

Древним грекам также было известно общее название иранских народов: «арии» (ἄριοι) — о мидийцах[6], «арийский (ἄρειον) род» — о магах и их пастве[7]. Из греческих источников известно также прилагательное *aryāna- (авест. airyana-) «арийский», «ариец»: Αρειανοί — народ, к которому принадлежал Зороастр[8], ἡ 'Αρειανή — Ариана (страна ариев, Иран), например у Страбона: «Название Ариана распространяется на часть Персии и Мидии, а также на бактрийцев и согдийцев на севере; ибо они разговаривают на почти одном и том же языке, однако с небольшими различиями»[9].

В среднеиранскую эпоху

Кушанский царь Канишка в составленной на бактрийском языке Рабатакской надписи называет сам язык надписи «арийским» (αριαο)[10].

Представление об ариях как этнической общности пережило парфянский период (династия Аршакидов), что видно из парфянских версий надписей Сасанидов, где царь именуется šāhān šāh aryān «царь царей ариев (MLKYN MLKʾ ʾryʾn)», хотя сведений, что так себя называли сами Аршкаиды, нет.

В среднеперсидском языке этноним ариев развивался с эпитезой: *arya- > *airya- > ēr (ʾyr), множ. числ. ērān (ʾyrʾn) «иранцы», «благородные». При этом к этнической коннотации добавляется религиозная, ēr по сути становится синонимом слову weh(dēn) «следующий Благой (Вере)», «зороастриец», противопоставленным термину anēr «неарий», «незороастриец». Ранние Сасаниды именуют себя ēr māzdēsn (ʾyr mʾzdysn) «арий, почитатель Мазды»[11].

При этом Сасаниды выносят вперёд политическое значение этнонима и впервые формулируют идею «Иранской империи» — парф. aryānšahr (ʾryʾnḥštr), ср.перс. ērānšahr (ʾylʾnštr) < др. иран. *aryānām xšaθra- «Царство ариев», именуя себя «царь Эрана и Анерана» (ариев и неариев) — ср.перс. šāhān-šāh Ērān ud Anērān (MLKʾn MLKʾ ʾyrʾn W ʾnyrʾn), др.-греч. βασιλεύς βασιλέων ἀριανων. Термин Эран (совокупность ариев, арийские земли) широко используется в новой титулатуре чиновничества, в топонимах, в религиозной и политической пропаганде[12].

В эту эпоху на другом конце ираноязычного мира, в южнорусских и северокавказских степях, «ариями» именует себя другой иранский народ — аланы (*alān < др.иран. *aryāna-). Подобно тому, как сасанидские иранцы не считали «ариями» незороастрийские иранские народы, в частности, аланов, сами аланы также распространяли этот древний этноним только на самих себя.

Современные рефлексы

Ни один из современных индоиранских народов уже не называет себя ариями и на уровне традиционной культуры в целом не осознаёт арийского происхождения и родства со всеми арийскими народами на почве общеарийского наследия. Сохранившиеся вторичные производные от этого корня в качестве этнонимов редки, большинство индоиранских народов именуют себя локальными или племенными названиями.

В нуристанских языках

В нуристанских языках, локальных языках архаичных племён Пригиндукушья, рефлексы этнонима *ari̯a- неизвестны. Более того, не совсем ясно, именовали ли себя ариями ариоязычные предки нуристанцев.

В Индии

В Индии сохраняется книжное («учёное») употребление санскр. ārya- в религиозном значении «благочестивый», «придерживающийся дхармы», иногда используемое (под западным влиянием) в националистическом смысле, например, в названии основанного в 1875 г. общества Арья-самадж.

Живое употребление бывшего этнонима сохранилось, по иронии судьбы, в Южной Индии, населённой дравидоязычными (то есть неариоязычными) народами в ayya — уважительном обращении к человеку.

В иранском мире

Сасанидский концепт «Арийского царства» (ērānšahr) находит продолжение в современном названии страны Иран (перс. ایران [ʔiˈɾɒn]), тадж. Эрон). Последнее было принято как официальное только в 1935 г. До этого имя Иран бытовало как неофициальное название обширного этнокультурного региона (т. н. «Большой Иран»), что прежде всего поддерживалось популярностью национального иранского эпоса Шах-наме (X в.), где описывается противостояние осёдлого Ирана и кочевого Турана, продолжающих авестийские airya- и tūirya-.

От имени Ирана происходит самоназвание современных жителей страны: ایرانی [ʔiˈɾɒni]). Перс. آریا [ʔɒrjɒ]) «арий» представляет собой «книжное» слово, имеющее недавнее историографическое происхождение.

Рефлекс аланского (то есть «арийского») самоназвания в виде аллон сохраняется у осетин только в сказках. Предполагаемое иногда как рефлекс *arya- самоназвание осетин-иронцев (ир, ирæттæ), как считает Абаев, имеет субстратное происхождение и никак не связано с ариями[13].

Происхождение (подробнее - Индоарийские миграции)

Археологические культуры, связанные с миграциями индоиранских народов. Андроновская культура выделена красным цветом, маргианская — оранжевым, язская — жёлтым, гандхарская (Swat) — малиновым, культура кладбища H — фиолетовым, культура охряной расписной керамики (Copper Hoard) — темно-синим, культура серой расписной керамики выделена светло-голубым цветом.

Изучение древних арийских языков и архаичных арийских культур (авестийской и ведической) свидетельствуют, что древние арии изначально были единым народом. При этом разделение двух основных арийских ветвей (индоарийской и иранской) датируется началом II тыс. до н. э. Таким образом существование праариев как предков всех индоарийских и иранских народов, с одной стороны и одной из ветвей, выделившейся из праиндоевропейской общности — с другой, можно определить в хронологических рамках III—II тыс. до н. э.

Определение арийской прародины, под которой обычно понимают область распада арийской общности на первичные ветви, предполагает соотнесение первых сведений об исторических ариях с данными лингвистики и археологии. Отсутствие прямых свидетельств (так ли это) существования праариев в тех или иных регионах и неоднозначность косвенных вынуждает исследователей(европеоидного типа) строить противоречивые теории доисторических миграций ариев и их этногенеза.

Общая картина появления ариев на историческом горизонте: Митанни (~1600 г. до н. э.), Гандхара-Пенджаб (~1700-1500 гг. до н. э.), мидийцы и древние персы (~900 г. до н. э.), скифы и киммерийцы (~600 г. до н. э.), — указывает на среднеазиатский регион как исходный для арийских миграций[14]. С ранними ариями и их миграциями обычно связывают Андроновскую культуру, Бактриано-Маргианский археологический комплекс и Язскую культуру. Обширная Андроновская культура соотносится с преимущественно скотоводческими традициями ариев, с коневодством и колесницами. Тем не менее проследить влияние степной культуры, затрагивающее осёдлую культуру юга Средней Азии (БМАК), в Индии и Западном Иране не удаётся, в сроки, соотносимые с арийскими миграциями в эти регионы, здесь наблюдается наоборот влияние БМАКа. Для разрешения этого противоречия предлагается модель Kulturkugel (нем. «культурная пуля»). Предполагается проникновение протоарийских племён с севера из ареала Андроновской культуры на территорию БМАКа, где покорённое ими доарийское население было ассимилировано и в дальнейшем начало экспансию на юго-восток в Индию и юго-запад — в Митанни (индоарии и митаннийские арии). Вторая волна экспансии связана с распространением иранцев в Западный Иран, Северное Причерноморье и др[15].

Сохранявшиеся в южносреднеазиатском регионе иранские языки демонстрируют отсутствие специфического субстрата, в отличие от иранских языков Западного Ирана и индоарийских языков Индии. Вычленяемый во всех индоиранских языках общий субстрат предположительно соотносится именно с доарийской культурой БМАКа. Кроме того, наблюдается перенос некоторых географических названий из южносреднеазиатского региона в Индию (ср. авест. Harōiuua-, др.перс. Haraiva- «Арея» ~ др.инд. Saráyu-; авест. Haraxᵛaitī-, др.перс. Harauvati- «Арахозия» ~ др.инд. Sárasvatī-.

Язык (подробнее - Арийские языки)

Распад арийской языковой общности по Д. И. Эдельман
 

Языки старейшей из самхит Ригведы и древнейшей части Авесты Гат — древнейших из зафиксированных представителей соответственно индоарийской и иранской ветвей (2-я пол. II тыс. до н. э.) — демонстрируют значительную близость не только на уровне фонологии, морфологии и лексики, но и на уровне устойчивой поэтической фразеологии. Ср. например, ведич. uttānáhastanámasā (РВ 6.16.46) и авест. nəmaŋhāustānazasta- (Y. 28.1) «с руками, протянутыми в поклонении» или hrdāˊ mánasā (РВ1.61.2) и авест. zərədāčā manaŋhāčā (Y. 31.12) «сердцем и умом». Данная близость указывает на существование единого арийского праязыка и общих для предков ариев поэтических традиций. При этом время разделения индийской и иранской ветви можно определить как начало II тыс. до н. э. (2000—1800 гг. до н. э.)[16].

Не имеющие памятников древнейшей эпохи дардские языки традиционно рассматривались как особая подветвь индоарийских, однако современные исследования показывают, что выделение предка дардских происходило в эпоху, соотносимую с разделением праиндоарийским и праиранского, дардские по некоторым параметрам занимают промежуточное положением между индоарийскими и иранскими. Поэтому дардские языки скорее следует рассматривать как отдельную ветвь индоиранских[17].

С точки зрения относительной хронологии выделение предка нуристанских языков следует отнести к бо́льшей древности, чем распад собственно индоиранских языков (индоарийского, дардского и иранского)[18]. Таким образом выделение архаичных нуристанских языков может считаться наиболее ранней филиацией праарийского языка.

Культура и религия

Материальная и духовная культура древних ариев (индоиранцев) восстанавливается на основании свидетельств древнейших литературных памятников индоариев (Веды) и иранцев (Авеста), а также исторических свидетельств о древних индоиранских народах, археологических данных, данных поздних эпических сказаний (Махабхарата, Рамаяна, Шах-наме) и этнографических исследованиях современных архаичных индоиранских народов.

Материальная культура

Предки исторических ариев были полукочевым народом, в хозяйстве которых ведущую роль играло скотоводство, а земледелие носило подчинённый характер. Главным домашним животным ариев была корова/бык (др.инд. go-, авест. gao-) — основа материального благополучия, источник продуктов питания и тягловая сила. Разводились также овцы (др.инд. paśu-, авест. pasu-), козы (др. инд. aja-, авест. aza-), ослы (др.инд. khara-, авест. xara-), верблюды (др.инд. uṣṭra-, авест. uštra-). Собаки (др.инд. śvan-, авест. span-) охраняли жилище и сторожили скот. Арии пахали землю плугом, запряжённым волами, и сеяли ячмень (др.инд., авест. yava-). Изготавливался также хмельной напиток, вероятно, на молочной основе (др.инд. sura-, авест. hura-)

Основой боевого могущества был конь (др.инд. aśva-, авест. aspa-), впрягаемый в легкую и быструю колесницу (др.инд. ratha-, авест. raθa-). Основным оружием были стрелы (др.инд. iṣu-, авест. išu-) и палица (др.инд. vajra-, авест. wazra-).

Ариям были известна примитивная ирригация (др.инд. yavyā-, др.перс. yauviyā- «канал»), выкапывание колодцев (др.инд. cātvāla-, авест. cāt-), изготовление кирпичей (др.инд. iṣṭakā-, авест. ištiia-), выплавка медных (др.инд. ayas-, авест. ayaŋh- «металл», «медь») и золотых (др.инд. hiranya-, др.перс. daraniya- «золото») изделий . Другими областями деятельности были ткачество, плотничество, целительство.

Социальная структура

Основу арийского общества составляла патриархальная семья, населявшая отдельную постройку (др.инд., авест. dam-). Социальными субъектами были главы таких семей (др.инд. pati-, авест. paiti-), под их властью объединялись люди (члены семьи, рабы-пленники и другие зависимые люди) и скот (др.инд. paśuvīra-, авест. pasu.wīra- «скот и люди»), количество которых определяло богатство семьи. Семьи объединялись в роды (др.инд. viś, авест. wīs-), занимавшие селения-общины (др.инд. vr̥jana-, авест. wərəzana-). Группы общин составляли племена, часто объединявшиеся в непрочные и враждующие между собой союзы.

Трехклассовая структура общества, фиксируемая в древних индийском и иранском обществах, вероятно, только формировалась и основные названия для классов варьируют в разных ветвях ариев. Во главе общества стояли жрецы (др.инд. ātharvan-, hotar-, uśij- авест. āθrauuan-, zaotar-, usij-), среди которых особо выделялись поэты-провидцы (др.инд. kavī-, r̥ṣi-, авест. kauuī-, ərəši-), и аристократическая верхушка, обладатели власти (др.инд. kṣatra-, авест. xšaθra-), состоявшая из воинов-колесничих (др.инд. ratheṣṭā-, авест. raθaēštā-). Третий класс, составлявший простой народ, состоял из пастухов, при необходимости составлявших ополчение-войско (др.инд senā-, авест. haēnā-). Война (как с соседними племенами ариев, так и с неарийскими народами), мотивированная захватом добычи (прежде всего скота) и новых территорий для расселения и выпаса скота, была основной формой социальной активности.

Духовная культура (подробнее - Праиндоиранская религия)

Основой духовной культуры, пронизывающей все виды деятельности ариев, была религия. Индоиранская религия строилась вокруг жертвоприношения (др.-инд. yajñá-, авест. yasna-), устраиваемого в праздничные или прочие знаменательные дни жрецами по заказу и на средства жертвующих мирян. Смыслом жертвоприношения было поддержание Мирового Порядка (др.-инд. ṛta-, авест. aša-, др.-перс. (a)rta-), проявляющегося в космических циклах и в общем благополучном функционировании вселенной, обеспечивающем ариям умножение материальных благ. На жертвоприношении жрецы воспевали гимны божествам, приносили им дары, призванные укрепить их силу и призвать их на помощь ариям. Важная роль при этом отводилась огню (др.-инд. agni-, пережиточно авест. aɣni-) — посреднику в передаче даров от людей богам. В процессе священнодействия готовился галлюциногенный или возбуждающий напиток (др.-инд. soma-, авест. haoma-), вызывавший у верующих религиозный экстаз. Священники воспевали священные формулы (др.-инд. mantra-, авест. mąθra-), оказывающие магическое действие на мироздание и пробуждали потаённую святую силу, скрытую во всех вещах (др.-инд. brahman-, др.-перс. brazman-).

Поэты-провидцы устраивали состязания по импровизации религиозных гимнов, часто задействуя метафоры конных состязаний, на которых арии устраивали гонки на колесницах — своё любимое развлечение, так же имевшее религиозное значение. На церемониях пение религиозных песен сопровождалось аккомпанементом на музыкальных инструментах (прежде всего лютне).

Боги назывались дэвами (др.-инд. deva-, авест. daēuua-), от индоеропейского корня *di̯u- «блистать», «сиять». Другим божественным эпитетом было *asura- (др.-инд. asura-, авест. ahura-) «господин», «владыка». В исторических арийских религиозных системах наблюдается размежевание разных богов по этим двум группам, при этом одна из этих групп постепенно демонизируется.

Основными божествами ариев были: бог договора Митра (др.-инд. Mitra-, авест. Miθra-), Индра (др.-инд. indra-, авест. iṇdra-), Шарва (соотносимый с Рудрой, др.-инд. śarva, авест. sauruua-), Насатья (др.-инд. Nāsatya-, авест. Nåŋhaiθya-) и др. Известен был также миф о прародителе людей, «Близнеце, сыне Виваcванта» (др.-инд. Yama-, авест. Yima-, см. Яма и Джамшид).

Сохранившимися до нашего времени религиями, возникшими на арийской почве, являются индуизм, буддизм, религия калашей и кафиров Гиндукуша и зороастризм.

Употребление термина «арии»/«арийцы» в XIX — начале XX веков

Слово арий в трудах европейских исследователей в XIX веке (в связи с установленным в начале XIX века генетическим единством индоевропейских языков, выявлением ряда общеиндоевропейских мифов и т. п.), было ошибочно принято за самоназвание всех древних индоевропейцев. Особую известность оно получило во времена нацистской Германии, идеологи которой часто употребляли его в расовом смысле, и даже взяли один из арийских символов — свастику.

Тем не менее, многие паранаучные и неофашистские авторы и в наши дни продолжают писать о неких «древних ариях», заложивших основы мировой цивилизации[19].

Расовые теории

Арийская расовая теория была разработана французским литератором Артюром де Гобино, который, выделив три основные расы по цвету кожи (белую, жёлтую и чёрную), считал высшей расой белую, а внутри неё на высшее место ставил «арийцев». Современная наука отвергает арийскую теорию как ненаучную.

См. также

Примечания

  1. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. С. 240—242.
  2. O. Szemerinyi. Structuralism and substratum — Indo-Europeans and Semites in the Ancient Near East (LINGUA. International Review of General Linguistics, v. 13: 1-29) 1977. P. 122.
  3. протосемит. *ʔary-
  4. Иллич-Свитыч В. М. Древнейшие индоевропейско-семитские языковые контакты // Проблемы индоевропейского языкознания. Этюды по сравнительно-исторической грамматике индоеврпейских языков. М., 1964. С. 7. (254 Кб, djvu)
  5. Ману-смрити, 2:22
  6. Геродот. История, 7.62
  7. Евдем Родосский.
  8. Диодор Сицилийский. 1.94.2
  9. География, 15.8
  10. N. Sims-Williams, «Further notes on the Bactrian inscription of Rabatak, with the Appendix on the name of Kujula Kadphises and VimTatku in Chinese». Proceedings of the Third European Conference of Iranian Studies (Cambridge, September 1995). Part 1: Old and Middle Iranian Studies, N. Sims-Williams, ed. Wiesbaden, pp 79-92
  11. Gherardo Gnoli. ĒR, ĒR MAZDĒSN
  12. G. Gnoli. IRANIAN IDENTITY ii. PRE-ISLAMIC PERIOD
  13. В. Абаев, Историко-этимологический словарь осетинского языка, Т. 1, стр. 576
  14. Оранский И. М. Иранские языки. М., 1963, стр 33-37
  15. Michael Witzel, The Home of the Aryans
  16. Mallory, J.P. (1989), In Search of the Indo-Europeans: Language, Archaeology, and Myth, London: Thames & Hudson
  17. Коган, А. И. Дардские языки: Генетическая характеристика. М.: Восточная литература РАН, 2005.
  18. Эдельман Д. И. Нуристанские языки / Дардские и нуристанские языки. Серия «Языки мира». М., стр. 99
  19. Станислав Дмитриевский. Куда идут мастера фолк-хистори? Часть 2

Ссылки

 

<< предыдущий файл  <<>>  следующий файл >>

 

дополнительные материалы по теме:

  Арии

•   Арии (обзорная статья из Википедии с сохранением гиперссылок)

•   Арийские народы и их исторические следы

•   ...

•   ...

•   ...

книги:

•   Пензев К.А. Арии Древней Руси (файл htm, файл fb2, в архиве файл fb2)

•   Дёмин В.М. О Ариев к Русичам (От Древней Арии до России)

•   Дёмин В.М. Древние карты Севера...

•   ...

 

 

каталог
исторических
ресурсов

Древний Мир - народы, государства, цивилизации

тематические ресурсы и файлы в интернете

Исчезнувшие Народы

История развития человечества насчитывает не одну тысячу лет, цивилизации сменяли друг друга; разные народы привносили свою лепту в эволюцию человечества. Многие народы, создавшие такие великие цивилизации, как Мохеджо-Даро, Хараппа, Ассирия, Вавилон, Инки, Ур, Этруски и Кельты, бесследно ушли в историю, оставив после себя только... Разделы: Введение  Амореи  Гиксосы  Иберийцы  Киммерийцы  Кельты  Гунны  Скифы  Саки  Хетты  Этруски  Таино  Ацтеки  Сарматы  Касситы  Мерое  Лемурия 

http://www.ischezli.ru/

Древний мир - история далеких веков...

Древний мир - история далеких веков...

Сайт посвящен истории древних держав, таких как Двуречье, Египет, Индия, Греция, Ассирия, Персия, Китай, Рим, Майя, Финикия, Япония, Цейлон, Ацтеки, Палестина, Корея, Индокитай. На сайте можно найти карты, сведения об исторических личностях, военном искусстве, новые теории, версии и гипотезы, хронологию, рефераты и экскурсии.

http://www.ifni.ru/

История Древнего Мира

Ресурс обзорных тематических статей...

http://www.mystic-chel.ru/

ХРОНОС – всемирная история в интернете

Авторский проект (день рождения 20 января 2000 года) - разделы: Библиотека Хроноса   Исторические источники   Биографический указатель   Предметный указатель   Генеалогические таблицы   Страны и государства   Этнонимы   Религии мира   Статьи на исторические темы  Методика преподования   Карта сайта   Авторы Хроноса  

http://www.hrono.ru/

   
>>>

подробнее (в каталоге) >>

•   •   •

Реклама Подробнее

 
в разработке в разработке в разработке

[zzz/vs-calendar.htm]

Время Прошлого
Разделы, Подразделы, Материалы

  Время Истории (стартовая)

  Общее Время (хроно-файл)

  История в Видео (стартовая)

  Карта ресурса (сводная)

   Время Вселенной

   Солнечная Система

   Эпохи планеты Земля

   Эволюция...

   Древнейшие Цивилизации

   До Всемирного Потопа

   Всемирный Потоп...

   Древний Мир

   Пришествие Иисуса Христа

   Новое Время (от РХ)

   История... (подразделы)

   Территории, Континенты

   Россия, страны СНГ и Балтии

   Европа (история стран)

   Африка (история стран)

   Азия (история стран)

   Америка (история стран)

   Австралия и... (история стран)

   Артефакты истории

   Хроно-таблицы (стартовая)

   Катастрофы

   Справочники, Энциклопедии

   Исторический Каталог

 Новостные информеры

 Таблицы...

 Карты, Схемы...

 Книги, Лекции... (на ресурсе)

 ZIP (архивные файлы ресурса)

 Карта ресурса...

[zzz/vs-poisk-nes.htm]

•   •   •

Реклама

в разработке
 
[zzz-dwt/vs-dvb-time.htm]

Время Истории

поддержать
проект

Яндекс - Деньги

Для корректной работы ресурса требуется разрешить, в браузере,
использовать активное содержимое (ActiveX)...
подробнее >>

 

Обнаружили орфографическую ошибку:
выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter...
подробнее >>

Система Orphus

Яндекс.Метрика
Besucherzahler russian marriage
счетчик посещений