Где царь – там и Москва Часть 127
14 мая 2021 г.

В Истории бояр Романовых, род которых узурпировал царский трон на Руси в Смутные времена (предтеча горбачевской "перестройки") с помощью Запада, имеется множество событий: и правдивых, и не очень, и  даже мифов. 

Например, катастрофа царского поезда на 277-й версте, недалеко от станции Борки на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года, когда якобы император Александр III держал на могучих плечах обвалившуюся крышу вагона, чем спас свою семью. Подобное утверждение присутствует во многих исторических работах.

Так австралийская писательница русского происхождения Л.П. Миллер в своей книге «Тайны крови. Триумф и трагедия Дома Романовых», пишет: «Император, обладавший невероятной физической силой, держал на своих плечах крышу вагона, когда произошло крушение императорского поезда в 1888 году, и дал возможность своей семье выползти из-под обломков вагона в безопасное место»

https://www.litmir.me/br/?b=207556&p=19

Еще более пафосно и красочней читаем об этом событии в книге английской писательницы Э. Тисдолл: «Императорский столовый вагон оказался в тени выемки. Неожиданно вагон покачнулся, вздрогнул и подпрыгнул. Раздался адский стук столкнувшихся буферов и сцепок. Днище вагона треснуло и провалилось у них под ногами, снизу взметнулось облако пыли. Стенки со скрежетом лопнули, воздух наполнился грохотом сталкивающихся между собой вагонов.

Никто не понял, как все произошло, но в следующее мгновение Император Александр III стоял на железнодорожном полотне по колени в обломках, удерживая на могучих плечах всю среднюю часть металлической крыши вагона.

Похожий на мифического Атланта, подпирающего небо, ослепленный пылью, слыша крики своего семейства, оказавшегося среди обломков у его ног, и зная, что каждую секунду они могут быть раздавлены, если он сам рухнет под страшной тяжестью.

Трудно себе представить, что за считанные доли секунды он догадался подставить плечи и тем самым спасти остальных, как нередко это утверждают, но то обстоятельство, что он встал на ноги и что крыша рухнула на него, возможно, спасло несколько жизней.

Когда прибежали несколько солдат, Император все еще удерживал крышу, но стонал, еле выдерживая напряжение. Не обращая внимания на крики, доносившиеся из-под обломков, они схватили куски досок и подперли ими одну сторону крыши. Император, ноги которого проваливались в песок, отпустил вторую сторону, упершуюся в обломки.

Ошеломленный, он пополз на четвереньках к краю выемки, затем с трудом поднялся на ноги» (см. Тисдолл Э.П. «Вдовствующая императрица. Триумф и поражение». СПб., 2004. С. 184–185».

Можно предположить, что, использование некоторыми историками непроверенной информации об Александре III, в какой-то мере пошло от эмигрантских мемуаров великого князя Александра Михайловича (1866–1933).

Писал он их в конце жизни по памяти, т. к. его личный архив остался в Советской России. В частности, в этих мемуарах указывалось: «После покушения в Борках 17 октября 1888 года весь русский народ создал легенду, что Александр III спас своих детей и родных, удержав на плечах крышу разрушенного вагона-ресторана во время покушения революционеров на императорский поезд. Весь мир ахнул. Сам герой не придавал особого значения случившемуся, но огромное напряжение того случая оказало губительное воздействие на его почки» (см. «Великий князь Александр Михайлович. Воспоминания». М., 1999. С. 163–164).

Так ли было на самом деле в действительности? Обратимся к архивным документам, воспоминаниям очевидцев и другим историческим источникам. Попытаемся сопоставить их содержание, чтобы реконструировать реальные события...

Весною 1894 года император Александр III заболел инфлюэнцей, которая дала осложнения на почки и вызвала Брайтову болезнь (нефрит почек). Первой причиной болезни, очевидно, были ушибы, полученные во время железнодорожной катастрофы под Харьковом (недалеко от станции Борки) 17 октября 1888 г., когда чуть не погибла вся царская семья. 

Государь получил настолько сильный удар в бедро, что находившийся в кармане серебряный портсигар оказался сплющенным. С того памятного и трагического события прошло шесть лет.

Осенью 1888 года семья императора Александра III (1845–1894) посетила Кавказ. Государыня Мария Федоровна (1847–1928) впервые оказалась в этих местах. Ее поразили природная, девственная красота и самобытность этого дикого края. Она восхищалась гостеприимством и искренней восторженностью встреч местного населения.

Царская семья отправилась в обратный путь домой в Санкт-Петербург: сначала морем с Кавказа до Севастополя, а оттуда по железной дороге. Казалось, ничто не предвещало беды. Царский поезд тянули два мощных локомотива. Состав включал более десятка вагонов и на некоторых участках шел со средней скоростью 65 верст в час.

Как известно, Николай II, а тогда ещё цесаревич, вёл дневниковые записи. Просмотрим некоторые их них: «6 октября. Воскресенье — …Вагон В 4 часа уехали в Никол[аевском] поезде. Проехали тоннель засветло. Обедали в 8 ч.

 

17 октября. Понедельник. — Вагон. Роковой для всех день, все мы могли быть убиты, но по воле Божией этого не случилось. Во время завтрака наш поезд сошел с рельсов, столовая и 6 вагонов разбиты и мы вышли из всего невредимыми. Однако убитых было 20 чел. и раненых 16. Пересели в Курский поезд и поехали назад. На ст. Лозовой был молебен и панихида. Ужинали там же. Все мы отделались легкими царапинами и разрезами!!!»

Император Александр III в своем дневнике за этот трагический день записал следующее: «Бог чудом спас нас всех от неминуемой смерти. Страшный, печальный и радостный день. 21 убитый и 36 раненых! Милый, добрый и верный мой Камчатка (собака царя. Прим. моё) тоже убит!».

А вот информация из мемуаров младшей дочери Александра III Ольги Александровны (1882–1960): «29 октября (17 октября по старому стилю.) длинный царский поезд шел полным ходом к Харькову. День был пасмурный, шел мокрый снег. Около часу дня поезд подъезжал к небольшой станции Борки. Император, императрица и четверо их детей обедали в столовом вагоне. Старый дворецкий, которого звали Лев, вносил пудинг.

Неожиданно поезд резко покачнулся, затем еще раз. Все упали на пол. Секунду или две спустя столовый вагон разорвался, как консервная банка. Тяжелая железная крыша провалилась вниз, не достав каких-то несколько дюймов до голов пассажиров. Все они лежали на толстом ковре, упавшем на полотно: взрывом отрезало колеса и пол вагона.

Первым выполз из-под рухнувшей крыши император. После этого он приподнял ее, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона. Это был поистине подвиг Геркулеса, за который ему придется заплатить дорогой ценой, хотя в то время этого еще никто не знал».

Следствием было установлено, что катастрофа произошла в 47 верстах к югу от Харькова — между станциями Тарановка и Борки. Царский поезд шел на этом опасном участке со значительным превышением скорости (64 версты в час, так как нагонял опоздание по графику). Сошли с рельсов локомотив и четыре вагона. Это не был террористический акт, как предполагалось первоначально.

Выяснилось, что поезд составлен неверно — в середину очень тяжелых царских вагонов был вставлен легкий вагон министра путей сообщения К.Н. Посьета.

Железнодорожный путь на этом участке был в неудовлетворительном состоянии. Погода была холодная и дождливая. Тяжелый поезд, который тащили два мощных паровоза, спускаясь с шестисаженной насыпи, шедшей через широкий и глубокий овраг, повредил путь и сошел с рельсов. Часть вагонов была разрушена.

Единственными свидетелями извне этого железнодорожного крушения оказались солдаты Пензенского пехотного полка, стоявшие для охраны в цепи вдоль линии полотна в этой местности при прохождении царского поезда.

На основании материалов следствия государственной комиссии были сделаны соответствующие выводы, по которым приняли надлежащие меры: кто-то был уволен в отставку, кого-то повысили в должности. Однако пересмотрели весь установленный ранее режим движения царского поезда.



https://www.litres.ru/aleksand...

А теперь сравним информацию с мемуаров великой княгини Ольги Александровны с дневниковыми записями записями генеральши А.В. Богданович (1836–1914), которая держала великосветский салон и была в курсе всех событий и слухов столицы: «…В ту минуту, когда уже подавали последнее блюдо, гурьевскую кашу и лакей поднес Государю сливки, началась страшная качка, затем сильный треск. Все это было делом нескольких секунд — царский вагон слетел с тележек, на которых держались колеса, все в нем превратилось в хаос, все упали. Кажется, пол вагона уцелел, стены же приплюснулись, крышу сорвало с одного бока вагона и покрыло ею бывших в вагоне. Императрица захватила Посьета при падении за бакенбарды.

Министр путей сообщения при Александре III

Первый на ноги поднялся Посьет. Увидя его стоящим, Государь, под грудой обломков, не имея сил подняться, закричал ему: “Константин Николаевич, помогите мне выкарабкаться”. Когда Государь поднялся, и императрица увидела, что он невредим, она вскричала: “Et nos enfants?” (“Что с детьми?”). Слава Богу, дети все целы».

Генеральша продолжает в дневнике: «Сегодня напечатано, что Государь передал жандармскому офицеру кусок дерева — гнилую шпалу. Спросила Салова по телефону, справедливо ли это сообщение. Он отвечал, что Воронцов, правда, поднял кусок дерева и сказал, что это — гнилая шпала, передал это Государю, который тут же отдал этот кусок жандарму».

Таким образом версия о ветхости железнодорожного полотна, отрицающая версию террористического акта, подтверждается. Как всегда, Россию губят дураки и дороги.

Вскоре после этого происшествия император стал жаловаться на боли в пояснице. Доктора пришли к выводу, что сотрясение во время крушения положило начало болезни почек, которая стремительно развивалась.

Смерть Александра III для всех, кроме его врачей, стала неожиданностью. С. Ю. Витте называл здоровье императора «воловьим» — крепость и богатырская сила его были общеизвестны. Однако царское здоровье, каким бы оно ни казалось со стороны, доктора не назвали бы безупречным. Александр выпивал (хоть и не так крепко, как ему иногда приписывают — будто ковшами пил водку между делом), курил и был весьма склонен к лишнему весу.

Любая безвременная кончина монарха провоцирует слухи и домыслы. Мало кто из правителей династии Романовых избежал подобной участи.

Из всех русских монархов Александр Александрович Романов более всего походил на былинного богатыря. Природа наделила его высоким ростом (193 см) и необычайной физической силой. В молодости он шутки ради мог сминать в руке бронзовые пепельницы и гнуть пальцами монеты, что производило сильное впечатление на окружающих.

Александр III — чуть ли не единственный из монархов рода Романовых, в чьей супружеской верности не было сомнений даже у его политических противников.

От оппозиции - революционно настроенных остатков «народничества, погрязших в экстазе ненависти к самодержавию, император удостоился стихов, которые можно даже в известной степени считать похвалой:

 "Матку-правду говоря, гатчинский затворник

Очень плох в роли царя, но зато не ёрник.

Хоть умом и не горазд, но не азиатец

Не великий п---т, как Сережа-братец".

В 27 лет он перенёс тяжёлую форму тифа, что, помимо всего прочего, сильно проредило его роскошную шевелюру. Как и большинство больших людей, с годами Александр III значительно прибавил в весе, что провоцировало проблемы с ногами.

Теперь насчёт пьянства. Жизнь монарха в ту пору была закрыта от публики, поэтому никто не видел, чтобы глава России, как первый «русский» президент ЕБН, публично мочился на колесо кареты или дирижировал военным оркестром.

В то же время современники утверждают, что спиртного в жизни царя было значительно больше, чем этого требовали представительские функции. А если к этому прибавить еще и никем не оспариваемое многолетнее курение, то приходится констатировать: мощный организм Александра III подтачивался изнутри медленно, но верно.

В январе 1894 года император простудился. Медики определили у него грипп, а затем — и начало воспаления легких. На фоне общего ослабления организма болезнь протекала в тяжелой форме, но к 25 января врачам удалось улучшить его состояние.

Сырой и промозглый Петербург не способствовал улучшению здоровья монарха, который продолжал участвовать в официальных мероприятиях. Один из чиновников Министерства Императорского двора вспоминал, что появление императора на спектакле в летнем театре в конце июля произвело гнетущее впечатление: «Все были поражены его болезненным видом, желтизной лица, усталыми глазами. Заговорили о нефрите».

К концу первой декады августа его состояние стало настолько тяжелым, что пришлось сокращать его участие в военных маневрах в Красном Селе и срочно вызывать лучших специалистов. Врачи подтвердили предположение о нефрите, то есть воспалительном заболевании почек. Самого царя и его окружение честно предупредили, что победить болезнь полностью вряд ли удастся. Лучшее, на что мог рассчитывать царь — это на переход острой формы болезни в хроническую.



Царская охота в Беловежской Пуще

Врачи советовали царю отправиться на юг, в Крым, считая климат полуострова наиболее благоприятным. Однако, будучи заядлым охотником, Александр III пожелал отправиться в Беловежскую пущу, посчитав, что лесной воздух окажет на его здоровье благоприятное влияние. Однако на охоте он снова простудился. Это была последняя капля, переполнившая его «чашу болезней».

К Александру III пригласили немецкого врача Эрнста Лейдена,  считавшегося медицинским светилом своего времени, который, подтвердив еще раз диагноз «нефрит», посоветовал немедленно везти больного на юг. Двоюродная сестра царя, греческая королева Ольга Константиновна предлагала ему отправиться свою виллу Монрепо на острове Корфу. Государь был не против, но решено было сначала отправиться в Крым и на несколько дней остановиться в Ливадии.

21 сентября на пароходе «Орел» царская семья прибыла в Ялту, откуда переехала в Ливадийский дворец. В первые дни пребывания в Крыму Александру Александровичу стало лучше, но вскоре болезнь стала прогрессировать. Об отъезде в Грецию уже не могло идти и речи. Император стремительно терял в весе, у него сильно отекали ноги. В начале октября больной перестал покидать свои покои во дворце. Он продолжал работать, но сил оставалось все меньше.

Чувствуя, что наступают его последние дни существования в этом бренном мире, царь стал приглашать к себе близких людей, словно желая попрощаться с ними. В Ливадию стали съезжаться члены императорской фамилии, включая наследника престола Николая и его невесту Алису Гессенскую.

Последнюю ночь Александр Александрович почти не спал. Он не мог лежать, и его разместили в сидячем положении в кресле. К 10 утра вокруг него собрались члены императорской фамилии, понимавшие, что конец уже близок.

Затем он с глазу на глаз переговорил с цесаревичем Николаем. После этого рядом с императором осталась Мария Федоровна. В 14 часов 15 минут Александр III скончался на руках у любимой супруги.

Итог подвело сухое сообщение: «Ливадия, 21 октября. Диагноз болезни Его Величества Государя Императора Александра Александровича, поведший к Его кончине: Хронический интерстициальный нефрит с последовательным поражением сердца и сосудов, геморрагический инфаркт в левом легком с последовательным воспалением.

Подписи:

Лейден, Захарьин, лейб-хирург Гиршев, профессор Н. Попов, почётный лейб-хирург Вельяминов, министр Двора граф Воронцов-Дашков».

Просматривая исторические материалы о правлении царя-миротворца Александра III, можно проследить неумолимый рок Провидения, в тогу которого  обрядилась все русофобская нежить, чтобы остановить Россию, несущуюся на всех парах подобно царскому поезду к своему расцвету. Результаты злобной ненависти и все возрастающей русофобии антирусских сил через несколько лет почувствует на себе его венценосный потомок - император Николай II…

Обрушилось всё – но среди обломков – незыблемо твёрдое основание – положенное Императором Александром III – ясен и повелителен его завет: «Да сохранит Господь и впредь землю Русскую».

Александр III отошёл в вечность. Он принадлежит уже истории – и скрижали народные сохранят его образ – доколе стоять будет Россия...

Продолжение следует…