Где царь – там и Москва Часть 125
10 мая 2021 г.

При Царе- миротворце широкое развитие получила культурная жизнь России. Этот этап получил название – «Серебряный век» русской культуры. Российские ученые добивались блестящих результатов в точных и естественных науках. Благодаря трудам С. М. Соловьева на новую высоту поднялась российская историческая наука. Именно при Александре III культурная жизнь России была насыщена множеством значительных событий.

В 1883 году открылся Исторический музей в Москве; было построено здание Одесского театра оперы и балета; под покровительством принца Ольденбургского в Санкт-Петербурге открылся Институт экспериментальной медицины, в 1890 году основано Русское астрономическое общество; в эти же годы подготовлен проект создания Русского археологического института в Константинополе. 

Александр III собрал ценную коллекцию картин, которая потом была передана Русскому музею. Ближайшим помощником Императора в этом деле был брат – Президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович. Александр III патронировал и развитие музыкального искусства в России.

Императорский Российский Исторический музей – основан в 1872 г. по инициативе графа А. С. Уварова, генерала А. А. Зеленого и полковника И. И. Чепелевского, устроителей отдела истории Севастопольской обороны 1854–1855 гг. на Политехнической выставке. Экспозиция Исторического музея открылась в здании в русском стиле в 1883 г., специально построенном на Красной площади в Москве (архитекторы В. О. Шервуд, А. А. Семенов).

В 1888 г. утвердили «Положение об Императорском Российском Историческом музее». Его целью был сбор «разнородных предметов древности и старины, которые в своей совокупности представляли бы наглядную и полную, по возможности, картину прошлой жизни как русского народа, так и других обитавших в России народов».

В организации музея активно участвовали московские ученые: И. Е. Забелин, главный заведующий музеем в 1883–1908 гг., А. В. Орешников, В. И. Щепкин, В. А. Еородцов. Музеи имел право избирать почетных и действительных членов, членов-сотрудников, почетных корреспондентов и комиссионеров.

Библиотека музея к началу XX века насчитывала около 18 000 книг. Залы музея были расписаны картинами на исторические сюжеты. Их авторами были известные художники В. М. Васнецов, Г. И. Семирадский, И. К. Айвазовский и др.

 Коллекция музея делилась на 8 отделов и содержала экспонаты от неолитического периода до 16 в. В ней хранились памятники из Херсонеса, Кавказа, Византии, Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской области. Собрание музея комплектовалось главным образом за счет даров и содержало около 300 000 единиц

 До 1917 г. в Исторический музей поступили коллекции Московского археологического общества, Русского археологического общества, Московского университета, частных лиц – Д. И. Анучина, А. И. Бахрушина, А. И. Веселовского, И. Е. Забелина, И. И. Щукина и др. Число посетителей составляло 40 000 человек в год.

Кто не знает ныне Государственный Исторический музей (ГИМ)? Это гордость русской исторической науки, в тои числе истории русского искусства.

АБРАМЦЕВО – усадьба в Московской области, недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Приобрела известность художественного и литературного центра, когда в 1843 г. перешла в собственность семьи литераторов и общественных деятелей Аксаковых.

У писателя С. Т. Аксакова в Абрамцеве гостили Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, актер М. С. Щепкин и другие. Усадьба состояла из деревянного дома, построенного в середине XVIII в. и живописного парка, раскинувшегося на берегу небольшой речки Воря.

В 1870 г. усадьбу купил С. И. Мамонтов, который не только сумел поддержать ее славу, но и превратил в центр художественной жизни.

  70-80-е гг. XIX в. были наиболее яркими в жизни ее обитателей. В Абрамцеве бывали и работали многие русские художники: В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. Д. и Е. Д. Поленовы, В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, М. В. Нестеров и другие. В парке были возведены оригинальные постройки в «русском стиле»: «Студия», «Терем», «Изба на курьих ножках» (В. М. Васнецов, 1883 г.), церковь (1881–1882 гг.).

В Абрамцеве стремились возрождать русское народное творчество. В 1882 г. Е. Д. Поленова создала в усадьбе художественную мастерскую, где производили изделия из дерева в традиционном национальном стиле. Действовала также мастерская по производству майолики – цветной керамики.

С 1879 г. летом в усадьбе устраивались любительские спектакли, в которых участвовали члены семьи Мамонтовых, художники, другие гости, среди которых был знаменитый впоследствии режиссер К. С. Станиславский. При С. И. Мамонтове в Абрамцеве была построена плотина на реке Воря, открыты больница и школа.

В 1918 г. в Абрамцеве создан музей. В нем собрана хорошая коллекция картин русских художников кон. 19 в. В наши дни Абрамцево – историко-художественный и литературный музей-заповедник. 

РУССКИЙ МУЗЕЙ – собрание произведений отечественного искусства в Петербурге. Основан в 1895 г. как "Русский музей имени императора Александра III"

Первоначально музей был задуман как дворец памяти Александра III с экспозицией его личных вещей, в том числе и художественных коллекций, принадлежавших императору. К этому времени уже существовали общедоступные музеи – Эрмитаж в Петербурге, Исторический и Румянцевский музеи в Москве. В 1892 г. Московская Третьяковская галерея была передана в дар городу, что ускорило решение сделать Русский музей общенациональным.

Для организации Русского музея казна приобрела Михайловский дворец, построенный в 1819–1825 гг. К. Росси. Архитектор В. Свиньин разделил покои дворца на 37 залов для удобства размещения экспозиции.

Основу коллекции музея составили картины, переданные из Эрмитажа, Академии художеств, Александровского и Зимнего дворцов. Особенно полная коллекция искусства XVIII – 1-й половине XIX вв.

 Это полотна И. Никитина, А. Матвеева, Ф. Рокотова, А. Лосенко, Д. Левицкого, И. Мартоса, А. Венецианова, а также работы выпускников Академии художеств, в т. ч. «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Девятый вал» И. Айвазовского, «Медный змий» Ф. Бруни и др.

 В собрание вошли приобретения императорской семьи последних 15–20 лет, в т. ч. картины передвижников «Грешница» В. Поленова, «Садко» и «Запорожцы» И. Репина«Покорение Сибири Ермаком» В. Сурикова, пейзажи И. Шишкина и др.

К моменту открытия в собрании Русского музея насчитывалось 445 картин, 111 скульптур, 981 лист рисунков и акварелей. Из небольшого числа икон, переданных Академией художеств, был организован отдел христианских древностей. В музее был также отдел этнографии Российской империи, славян и народов сопредельных стран.

Первоначально экспозиция музея не носила научного характера. Предметы, представлявшие художественную ценность, соседствовали с второстепенными вещами. Искусствовед П. Нерадовский в 1909–1910 гг. упорядочил коллекцию. В 1913 г. была приобретена первоклассная коллекция икон из коллекции Н. Лихачева (ок. 1,5 тыс.), ставшая основой отдела древнерусского искусства. 

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ – музей русского искусства (ныне крупнейший в мире). 

История Третьяковской галереи начинается с 1856 года, когда молодой московский купец Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) приобрел две первые картины русских художников, положивших начало его собирательской деятельности.

 Это были работы В.Г. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1850) и Н.Г. Шильдера «Искушение». С этого момента и до конца жизни последовательно и неутомимо приобретал Третьяков картины русских художников десятками, а иногда и сотнями в год.

В I860 году на случай внезапной смерти он составил «Завещательное письмо», в котором и определил свое главное желание и, более того, цель жизни: «Мне досталось после батюшки всего капитала с недвижимым имением на 108 000 рублей серебром; я желаю, чтобы этот капитал был равно разделен между братом и сестрами. Капитал же в 150 000 рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума. 

Для меня, искренно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие. Я желал бы, - прибавлял Третьяков, и это очень важно, - оставить национальную галерею, т.е. состоящую из картин русских художников».

 Третьяков собирал произведения современной отечественной живописи, главным образом художников реалистического направления – передвижников В. Перова, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, А. Саврасова, И. Шишкина и др. Галерея пополнялась также картинами, этюдами и рисунками А. Иванова, В. Верещагина, В. Поленова и др.

Третьякову удалось собрать портретную галерею знаменитых соотечественников, в которую вошли портреты, исполненные по его заказу художниками И. Невревым, И. Те, В. Перовым, И. Репиным, И. Крамским и др. 

Позднее Павел Михайлович стал приобретать картины русских мастеров 18 – 1-й трети 19 вв. – Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, О. Кипренского, В.Тропинина и др. 

В 1890-е гг. у Третьякова начинает складываться собрание древнерусской живописи, хотя при его жизни иконы не включали в экспозицию. В их числе «Троица» Андрея Рублева, иконы Дионисия и С. Ушакова.

 Тогда же было положено начало коллекции русской скульптуры. В 1892 г., после смерти Сергея Михайловича, младшего брата Третьякова, завещавшего брату свою коллекцию западноевропейской живописи, в галерее появилось два зала западной школы.

В течение 20 лет старый дом, уже не вмещавший новых приобретений, был перестроен архитектором А. С. Каминским. Третьяков передал галерею в дар городу Москве. Она стала именоваться "Московской городской художественной галереей П. и С. Третьяковых". В ней тогда насчитывалось около 2 тыс. полотен.

Оставаясь попечителем галереи, Павел Михайлович Третьяков продолжал пополнять коллекцию и после 1892 г. Ежегодно он дарил галерее десятки картин. Он приобретал картины не только старых мастеров-передвижников, но и художников нового направления: М. Нестерова, В. Серова, К. Коровина, И. Левитана. Картина Левитана «Над вечным покоем» была последним приобретением П. М. Третьякова.

После кончины П. М. Третьякова в 1898 г. галереей управлял совет, в который входили городской голова князь В. М. Голицын (почетный председатель-попечитель), дочь Третьякова Александра Павловна, а также художники И. Остроухов (с 1905 г. – попечитель Третьяковской галереи), В. Серов и гласный Городской думы И. Цветков. Совет оказался не в силах исполнить последнюю волю основателя, завещавшего не пополнять собранную им коллекцию, и постановил продолжить коллекционирование.

В 1902 г. бывший жилой дом П. М. Третьякова был обрамлен декоративным фасадом, исполненным по проекту художника В. М. Васнецова в русском стиле с кокошником, на котором изображен московский герб. В начале  XX в. музейная коллекция насчитывала 4 тыс. картин.

 После революции 1917 г. Третьяковская галерея включила в себя Музей иконописи и живописи (собрание И. Остроухова), Цветковскую галерею с ее ценнейшей коллекцией русского рисунка, собрание картин русских художников из Румянцевского музея и несколько частных коллекций.

В период правления Александра III жили и творили такие художники , писатели, ученые, как, например, СУРИКОВ Василий Иванович (12.01.1848-06.03.1914 гг.) – выдающийся русский художник, мастер исторической картины.
 

В. И. Суриков родился в Красноярске, в семье казака. Его детство и юность прошли в Сибири. Суровая красота края и патриархальный, «допетровский» уклад жизни во многом определили круг впечатлений и образов, впоследствии запечатленных на его полотнах.

В 1868 г. Суриков отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. В годы учебы в академии (1870–1875 гг.) он старался отыскать свою тему и обращался к различным сюжетам отечественной и библейской истории («Пир Валтасара», «Княжий суд» и др.). 

В 1877 г. Суриков получил заказ на роспись в храме Христа Спасителя и переехал в Москву на постоянное жительство. Здесь он познакомился с И. Репиным. Начался период творческого взлета художника. Он создал картины, посвященные переломным моментам в истории России: «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Меншиков в Березове» (1883 г.), «Боярыня Морозова» (1887 г.), которые принесли ему признание.

Художника привлекает также патриотическая тема расширения и защиты границ Российской империи. Суриков создал такие полотна, как «Взятие снежного городка» (1890 г.), «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.) – за которую получает звание академика, – «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.), «Степан Разин» (1910 г.).

С 1881 по 1907 гг. Суриков – член Товарищества передвижников. Ему удалось воплотить принципы реализма в исторической картине, преодолеть условность академического искусства...

В Красноярске открыт Дом-музей В. И. Сурикова и сооружен ему памятник 

Другие выдающиеся художники – братья ВАСНЕЦОВЫ Виктор Михайлович (03.05.1848-23.07.1926 гг.) и Аполлинарий Михайлович (25.07.1856-23.01.1933 годы) - родились в Вятской губернии в семье сельского священника.

В 1867 г. Виктор Васнецов приехал в Петербург и поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, где его наставником был И. Н. Крамской.

С 1878 по 1897 гг. В. Васнецов принимал участие в выставках Товарищества передвижников. С кон. 1870-х гг. одним из первых русских художников он стал работать над картинами на исторические и фольклорные темы. Именно в этой области талант Васнецова раскрылся наиболее ярко, особенно после переезда художника в 1878 г. в Москву.

В. М. Васнецов часто бывал в Абрамцеве – имении крупного мецената С. И. Мамонтова. Там по его проекту и рисункам построили сказочную «Избушку на курьих ножках». Для частной оперы С. И. Мамонтова В. Васнецов создал декорации и костюмы к опере И. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». 

Появились замечательные картины Васнецова: «Витязь на распутье» (1882 г.), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.). Ярко раскрылся талант Васнецова в таких картинах, как «Аленушка» (1881 г.), «Иван-царевич на сером волке» (1889 г.) и особенно в монументальном шедевре «Богатыри», над которым художник работал в 1881–1898 гг.

 Образцом монументальной живописи Васнецова может служить живописный фриз «Каменный век», исполненный для второго зала Исторического музея в Москве в 1883–1885 гг.

 Вершиной его творчества в области церковной живописи стали росписи Владимирского собора в Киеве (1885–1896 гг.).

 В. М. Васнецов создал особенно проникновенный и страстный образ Богоматери с младенцем и целую галерею образов русских святых. По произведениям Васнецова были созданы также мозаики в Петербургском храме Спаса-на-Крови. Художник участвовал в оформлении и других церквей, например, храма Св. Марии Магдалины в Дармштадте, в Германии.

Дом Васнецова в Москве был построен по его собственному проекту.

Именно уютную Москву Васнецов считал своим местом, а не модный столичный Петербург. Он писал своему другу Стасову, что Кремль и Василий Блаженный «заставляют его чуть не плакать. Живем теперь мы теперь в новой избе, которую выстроили в мое отсутствие, покуда я был в Киеве — каковы москвичи! Ничего себе хата, не была бы только холодновата...»

Стены Дома-музея украшают замечательные полотна «Спящая царевна», «Царевна-Лягушка», «Царевна-Несмеяна», «Кащей Бессмертный», «Баба Яга», «Сивка-Бурка» и новый вариант «Ковра-самолета». Тематически к ним примыкают еще две картины «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем» и «Бой Ивана-царевича с трехглавым змеем». В наши дни здесь находится Дом-музей В. М. Васнецова.

Младший брат В. М. Васнецова Аполлинарий Михайлович также стал прославленным живописцем. Он учился у своего старшего брата, Виктора Михайловича, у В. Д. Поленова и И. Е. Репина. С 1899 г. был членом Товарищества передвижников.

Основной темой творчества Аполлинария Михайловича с 1890-х гг. стал жанр городского исторического пейзажа, совершенно новый в русском искусстве. Он создал множество Тематически к ним примыкают еще две картины «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем» и «Бой Ивана-царевича с трехглавым змеем». 

В 1901–1918 гг. А. М. Васнецов преподавал в пейзажном классе в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он также возглавлял комиссию по изучению старой Москвы.

В Москве открыт мемориальный "Музей-квартира А. М. Васнецова". 

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (14.10. 1842-31.03.1904 гг.) – русский живописец-баталист.
 

В 1842 г. Верещагин поступил в морской кадетский корпус, в 1860–1863 гг. учился в Петербургской Академии художеств, продолжил образование в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже. Верещагин много путешествовал по России, странам Европы, Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Он участвовал в завоевании Средней Азии (1867–1868 и 1869–1870 гг.), наблюдал сражения русско-турецкой войны 1877–1878 гг. и русско-японской войны 1904–1905 гг.

Свои картины Верещагин писал с зарисовок, сделанных с натуры во время военных событий, в которых он сам участвовал, или во время путешествий. Так появились тематические серии: «Туркестанская серия» (1871–1874 гг.), «Балканская серия» (1877–1878 гг.), серия, посвященная Отечественной войне 1812 г. (1887–1904 гг.). Хотя Верещагин работал в манере, близкой передвижникам, он часто критиковал реализм передвижников как художественный метод.

Кроме батальных полотен, у Верещагина были также работы в области этнографической, бытовой и пейзажной живописи: «После неудачи» (1868 г.), «В горах Алатау» (1869–1870 гг.), «Торжествуют» (1872 г.), «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874–1876 гг.), триптих «На Шипке все спокойно!» (1878–1879 гг.), 

«Перевязочный пункт под Плевной» (1881 г.). Верещагин показывал жестокие сцены войны, он пытался заставить зрителя содрогнуться от ужаса («Апофеоз войны», 1871–1872 гг., «Подавление индийского восстания англичанами», 1884 г.).

Верещагин также выступал как писатель, автор дневников, статей об искусстве и заметок, сделанных во время путешествий: «Очерки путешествия в Гималаи», «На войне в Азии и Европе», «Реализм», «Прогресс в искусстве» и др.

Верещагин погиб на броненосце «Петропавловск», когда тот подорвался на японской мине в гавани Порт-Артура. Е. С.

Знаменитый ученый Менделеев Дмитрий Иванович (27.01. 1834-20.01.1907 гг.) – русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний ученый, педагог и общественный деятель.
 

Д. И. Менделеев родился в семье директора гимназии в Тобольске. В 1855 г. окончил с золотой медалью физико-математический факультет Главного педагогического института в Петербурге. В 1856 г. Менделеев стал приват-доцентом Петербургского университета и магистром химии и физики. В 1859 г. он работал в химической лаборатории университета в Гейдельберге (Германия)^ 1861 г. вышел его труд «Органическая химия», удостоенный Демидовской премии.

В 1863 г. Менделеев стал профессором Петербургского технологического института, а через год – доктором наук. В 1866 г. его избрали профессором химии Петербургского университета. 17 февраля 1869 г. ученый открыл периодический закон химических элементов. Он доказал, что свойства химических элементов изменяются в зависимости от увеличения зарядов ядер их атомов. Д. И. Менделеев сопоставил свойства всех известных в то время элементов и величины их атомных весов и предсказал открытие новых элементов. В кон. 19 – нач. 20 вв. были открыты инертные газы и радиоактивные элементы.

В 1876 г. Д. И. Менделеев стал членом-корреспондентом Петербургской АН, но в 1880 г. его кандидатура в академики была отвергнута. В 1890 г., сочувствуя студенческим волнениям, Д. И. Менделеев вышел в отставку.

В 1891 г. Менделеева назначили консультантом военного и морского министерств, и в 1892 г. он разработал новый вид пороха. С 1893 г. был научным хранителем Главной палаты мер и весов. До конца жизни он оставался ее директором.

Д. И. Менделеев создал точную теорию весов, предложил точнейшие приемы взвешивания. Ученый считал необходимым ввести в России метрическую систему мер. Ее стали использовать в 1899 г., но только в 1918 г. она стала обязательной.

Научные работы Менделеева были тесно связаны с практической деятельностью. По его инициативе стали строить нефтепроводы, он предложил использовать нефть как химическое сырье. 

Развитие промышленности он считал условием независимости России. Особое внимание он уделял нефтяной, угольной, металлургической и химической промышленностям. Менделеев предлагал энергичнее осваивать природные богатства Донбасса, Урала и Кавказа. Он считал, что это приведет к увеличению производства чугуна, стали, меди.

Ученый не соглашался с «теорией убывающего плодородия почвы», он предлагал вносить в почву удобрения и производить их на основе отечественного сырья.

Д. И. Менделеев был инициатором основания "Русского химического общества" (1868 г.). Умер в Петербурге. П. К

Еще плеяду русских деятелей науки и культуры  эпохи Александра III покажем в следующей публикации...

Продолжение следует...