В конце XVI в. в России резко обострились социальные противоречия. Тяжелый хозяйственный кризис, порожденный опричниной и войнами, привел к новому витку закрепостительных мер. В 1581 г. были введены «заповедные годы», т. е. годы, в которые запрещались крестьянские переходы; в 1597 г. принимаются указы об «урочных летах» (в течение 5 лет возможен сыск беглых крестьян) и усилении зависимости холопов.

Однако эти меры не означали крепостное право: крестьяне прикреплялись к земле, а не к землевладельцу. Положение усугубил династический кризис, вызванный смертью последнего представителя династии Рюриковичей Федора Иоанновича (1584–1598) и воцарением Бориса Годунова (1598–1605). Впрочем, он еще при Федоре выступал фактическим правителем государства. В это время успешно велась внешняя политика: результатом войны со Швецией (1590–1593) стало возвращение по Тявзинскому миру (1595) земель, захваченных в Ливонскую войну (были возвращены Ивангород, Ям, Копорье и Корела).

Важным мероприятием было учреждение в 1581 г. патриаршества. Первым патриархом Руси стал Иов. Однако продолжение закрепостительной политики и особенно неурожайные годы в начале XVII в. привели к новому кризису. Рядом принимаемых в срочном порядке мер Борис Годунов «пытался вытащить страну из пропасти» (В.Б.Кобрин).

 Но в 1603–1604 гг. на западных рубежах вспыхнуло восстание Хлопка. Оно явилось прологом к последующим событиям.

https://istoriarusi.ru/car/vos...

Хлопко Косолап в 1603 году в ходе сражения был ранен и попал в плен. Впоследствии его казнили в Москве. Восстание Хлопка завершилось, но для России проблемы только начинались.

Восстание показало главное проблему в обществе - противоречия на всех уровнях. Смута только начиналась и даже у элиты еще не было четкого понимания кто должен быть у власти. Социальные противоречия нужно было решать, но Борис Годунов пустил их на самотек, чем только усугубил ситуацию.

Термин «Смутное время» был принят историками XVIII–XIX вв. В советский период историки отвергли его как «дворянско-буржуазный», предложив взамен «крестьянскую войну и иностранную интервенцию», что, безусловно, не соответствует полностью определению этого периода. Сейчас понятие «Смуты» возвращается, и одновремено предлагается называть события начала XVII в. в России гражданской войной, ибо в них были задействованы практически все социальные группы и слои.
 

Кризисной обстановкой начала XVII в. в России воспользовалась Речь Посполитая (объединенные по Люблинской унии 1569 г. Литва и Польша). Бежавший из кремлевского Чудова монастыря в Польшу и объявивший себя царем Дмитрием (на самом деле погибшим в 1591 г. в УгличеГригорий Отрепьев был поддержан польскими магнатами, с помощью которых он во главе 4-тысячного войска в 1604 г. предпринимает поход на Москву. На его сторону стали переходить крестьяне и посадские люди порубежных западных земель, а после неожиданной смерти Годунова и бояре.

 В июне 1605 г.  Лжедмитрий I вступил в Москву и был провозглашен царем. Однако проводимая им политика не удовлетворяла ни правящую верхушку, ни народные массы. Чашу терпения переполнила его свадьба с католичкой Мариной Мнишек. 17 мая 1606 г. он был убит.

Царем стал Василий Шуйский, правивший прежде всего исходя из интересов бояр и одновременно усиливший закрепостительные меры.

Продолжением предыдущих выступлений явилось крестьянское восстание под предводительством Ивана Болотникова (1606–1607). Поход также начался из западных русских земель (Комарицкая волость См. часть 35 ). Войско было разнородным по социальному составу: казаки, крестьяне, холопы, посадские люди, служилые люди всех рангов. Восстание имело царистскую направленность: сам Болотников выступал как воевода царя Дмитрия Ивановича. 

Проведя ряд успешных сражений с правительственными поисками, болотниковцы подошли к Москве. После двухмесячной осады из-за предательства дворян они были вынуждены отступить к Калуге, а затем и Туле, где и капитулировали перед царским войском. Причинами поражения являлись стихийность, плохая вооруженность, пестрота социального состава восставших, нечеткость программы.

Еще когда Василий Шуйский вел осаду Тулы, в Польше появился новый самозванец — Лжедмитрий II, который в отличие от Лжедмитрпя I, выдвинутого внутренними силами, с самого начала был ставленником польского короля Сигизмунда III. В его войско входили польские отряды, казаки, а также остатки болотниковцев. 

 Слухи о «чудесном спасении» царя появились практически сразу же после казни Лжедмитрия I. Многие москвичи не верили в его смерть, поскольку тело царя, выставленное на показ народу, было жестоко изувечено до неузнаваемости. К тому же слухи поддерживались и некоторыми знатными людьми, близкими к Лжедмитрию, в частности – князем Г.Шаховским, сосланным при Шуйском на воеводство в Путивль. Именно под его началом в Северской Украине, не так давно принимавшей шедшего из Польши «царевича Димитрия», стали собираться отряды для защиты прав свергнутого Шуйским царя. Как бы то ни было, но в появлении нового самозванца были заинтересованы многие – как старые сторонники Лжедмитрия I, так и просто недовольные властью Василия Шуйского.

Разбив в нескольких столкновениях войска Шуйского, в июне 1608 г. самозванец подошел к Москве и остановился в местечке Тушино. Образовался Тушинский лагерь. Были сформированы приказы и Боярская дума, «наречен» патриарх (им стал Филарет, в миру боярин Фолор Никитович Романов). Таким образом тушинцы противостояли царской власти и правительству Василия Шуйского. Их власть распространилась на значительную часть территории страны (север и северо-запад).

 Осажденной оказалась мощная крепость — Троице-Сергиев монастырь.

Воспользовавшись тем, что московское правительство в феврале 1609 г. заключило союз со Швецией, Польша, состоявшая с ней в войне, перешла к открытой интервенции в России. В сентябре началась осада Смоленска Сигизмундом III. Дальнейшей задачей являлось непосредственное завоевание русских земель, а польский король стал претендовать на царский престол. Летом 1610 г. польские отряды двинулись к Москве.

В этих условиях бояре и дворяне в июле 1610 г. произвели переворот: свергли Шуйского, Образовалось переходное правительство из семи бояр — «семибоярщина» (1610–1612). Бояре, задумав посадить на русский престол польского королевича Владислава, впустили в Кремль польские войска во главе с гетманом Гонсевским, который стал самовластно распоряжаться в стране. А на севере к оккупации перешли шведы. Россия оказалась перед прямой угрозой утраты независимости.

Теперь только опираясь на народные массы можно было отвоевать и сохранить независимость Русского государства. В стране созревает идея всенародного ополчения. К февралю-марту 1611 г. сформировалось первое ополчение.

Прокопий Петрович ЛяпуновРусский политический и военный деятель Смутного времени, из рязанского дворянского рода Ильиных. Историк Соловьёв называет Ляпунова «худородным». Фамилия Ляпунов происходит от прозвища деда Прокопия. Умер: 22 июля 1611 г.

Его вождем стал рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Вскоре ополченцы осадили Москву, и 19 марта произошел решающий бой, в котором приняли участие восставшие москвичи. Освободить город не удалось. Оставшись у городских стен, ополчение создало высший орган власти — Совет всея земли

30 июня 1611 г. принимается «Приговор всей земли», предусматривавший будущее устройство России, но ущемлявший права казачества и имевший к тому же крепостнический характер. После убийства казаками Ляпунова, первое ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки после многомесячной осады овладели Смоленском.

Второе ополчение стало создаваться в одном из крупнейших городов страны — Нижнем Новгороде. Возглавили его нижегородский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. С помощью населения многих городов были собраны материальные средства. Весной 1612 г. ополчение двинулось к Ярославлю, где создаются правительство и приказы. В августе ополченцы вошли в Москву. После ликвидации попыток польского отряда Ходкевича проникнуть в Кремль для помощи находившемуся там польскому гарнизону, он сдался.

26 октября 1612 г. Москва была освобождена. «Вопреки всем последствиям опричнины, — замечает современный, историк Н.Н.Покровский, — подтвердилась в общегосударственном масштабе значимость земщины, спасшей отечество от иноземного разбоя».

После победы ополчения встал вопрос об организации власти — предстояло выбрать нового царя. В январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, в котором приняли участие представители всех сословий, в том числе и черносошных крестьян. Собор принял решение об избрании на трон Михаила оманова (1613–1645), сына Филарета, который после возвращения из плена (1619) был избран патриархом и стал фактическим правителем государства

Картина современного художника Феофилакта Межакова «На Земском соборе 1613 года».Эта работа проливает свет не только на социально-политическую, но и эмоциональную обстановку, царившую на Соборе.

Перед новой властью стояли труднейшие задачи: ликвидации последствий интервенции. Они были решены в последующие годы. В 1617 г. заключается Столбовский мир со Швецией, по которому к ней вновь отошло побережье Финского залива с городами Ям, Ивангород, Копорье, а после неудачного похода королевича Владислава на Москву в 1618 г. подписывается Деулинское перемирие с Речью Посполитой, лишившее Россию Смоленска и чернигово-северских земель.

Таким образом, важнейшим итогом этого трудного периода явилось восстановление политической независимости и, в основном, территориального единства РоссииС этого времени начинается мрачный рассвет династии Романовых.

Считается, что родоначальником дома Романовых был Андрей Иванович Кобыла, выходец из Пруссии. Последнее обстоятельство обычно не афишируется. Мягко говоря, несколько странно, что династия царей, 300 лет правившая Россией, оказывается, имеет немецкие корни. Но факт остаётся фактом. На севере Германии, недалеко от города Любека, некогда лежала область вандалов, имевших общие с русскими язык, обычаи и веру. Однако уже к XVI веку этот район окончательно онемечился и вошёл в состав Голштинского герцогства.

Андрей Кобыла переехал из Пруссии в псковские земли несколько раньше этого срока. Но чего в нём было больше — русского или немецкого — ещё вопрос. Во всяком случае все его дети воспитывались на немецкий манер, да и как сейчас бы сказали, менталитет у них всех был ярко выраженный — западный. Не случайно поэтому, что, волею судьбы оказавшись сначала около, а затем и на российском троне, первые Романовы стали активными проводниками пронемецкой, прозападной политики.

Андрей Кобыла (ум. после 1347) — московский боярин времён Ивана Калиты и Симеона Гордого, первый исторически достоверный предок дома Романовых и ряда других родов. Согласно родословным, отчество Андрея было Иванович. С этим же отчеством он упоминается в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона». Однако в «Ростовском синодике» он упоминается с отчеством Александрович

Одним словом, ни Андрей Кобыла, ни его дети, ни внуки, ни дальнейшие наследники — семьи Захарьиных, Захарьиных-Юрьевых, Романовых никаких особых прав на российский престол не имели. Да, это был боярский род, но один из многих, не более того, их приближение к трону произошло довольно случайно, когда царь Иван IV выбрал себе в жёны Анастасию Романову. 

Обосновавшись в государевых палатах, став воспитателями наследника престола, а затем и фактическими правителями страны, Романовы затеяли политико-религиозную игру, известную в истории того периода, как «секта жидовствующих». Благодаря этому была всемерно ослаблена правивишая тогда русско-ордынская династия Рюриковичей. Начались террор, Смута, гражданская война, а затем и фактическое воцарение этого рода на российском престоле. Та же узурпация, как и у Годуновых.

Сейчас, конечно, трудно восстановить весь механизм заговора, результатом которого стало торжественное водружение шапки Мономаха — символа российского самодержавия — на голову Михаила Романова. Но ясно, что движущей силой его был Филарет Никитич Романов, личность необычайно сильная, противоречивая и таинственная.

Этот человек был сыном Никиты Романова, брата Анастасии. Крещён при рождении под именем Фёдора. Принимал активное участие в борьбе с царём Борисом (Годуновым), за что вместе с братьями впоследствии был репрессирован. Его насильно постригли в монахи под именем Филарета. Гибель Бориса и воцарение Лжедмитрия избавило его от ссылки. Более того, он был возведён в сан Ростовского митрополита. И дальше, если верить официальной исторической науке, с Филаретом стали происходить и впрямь до странности необычные события.

Историки пытаются нас уверить, что в период Смуты Филарет твёрдо придерживался законной власти, стоял за Шуйского, призывал не подчиняться "Тушинскому вору". Более того, Лжедмитрий для захвата стойкого и преданного присяге митрополита послал специальный отряд. Бойцы захватили его в плен, сорвали святительские одежды, надели сермягу, покрыли ему в насмешку голову татарской шапкой и повезли в драной телеге к самозванцу.

Как же тот расправился он с честным священником? Оказывается, он принял его радушно и даже... нарёк патриархом. Как, почему, за какие заслуги? Историки стыдливо проходят мимо этих вопросов.

Дальше — больше. Филарету прекрасно живётся в лагере самозванца, в проповедях он поминает "Тушинского вора" законным государем Дмитрием. Казалось бы, оппозиционная партия, сторонники Шуйского, должны проклясть изменника. Но не тут-то было. Законный патриарх Гермоген не пытается претендовать на его пост. Наоборот. В своих воззваниях к народу он говорит, что Филарет не своею волею, а по нужде находится в Тушине и что его не порицать надо, а молиться за него Богу.

Трудно сказать, какая такая нужда заставила Филарета, возведённого в ранг патриарха, находиться в Тушине. За ним никто не следил, в кандалах его не держали, да и версия о его насильственном привозе к самозванцу очень сомнительна. Насильно на духовный престол никого не сажают — желающих всегда достаточно, да и не унижают перед этим. Скорее всего, Филарет, один из самых активных участников "прозападной" партии, вёл какую-то свою, хитрую и коварную игру. Какую именно, станет ясно чуть позже.

Продолжение следует….