Главная трудность изучения эпохи Грозного и его личного характера и значения заключается в том, что про этот период почти не найдено материала. Бури Смутного времени и знаменитый пожар Москвы 1626 года истребили московские архивы и вообще бумажную старину настолько, что события XVI века приходится изучать по случайным остаткам и обрывкам летописей. Люди, не посвященные в условия исторической работы, вероятно, удивятся, что правдивая биография Грозного невозможна.

Существующий летописи XVI века тенденциозны, описывают лишь официальную версию событий. Но и в официальных летописях за целый ряд лет у нас нет никаких сведений о личности Грозного. О первых 13 годах в летописях вообще ничего не сказано.

Лишь в конце 1543 года, как сообщалось, государь арестовал князя Андрея Шуйского и «велел его предати псарем, и псари взяша и убиша его». И вновь провал до 1547 года, когда Грозный женился и сменил титул великого князя на титул царя. Затем пробел до 1549 года. Затем три года законодательствует и воюет, а в 1553 году тяжко болеет и ссорится с боярами. 

В 1560 году умирает его первая жена. Дальше идет «эпоха зверств — опричнина». Но об этом рассказывают только иностранцы – заведомые русофобы. В русских летописях Чудова монастыря попадаются сообщения вроде того, что в 1574 году «казнил царь на Москве, у Пречистой на площади в Кремле, многих бояр, архимандрита Чудовского, протопопа и всех чинов людей много, а головы метал под двор Мстиславского»…Кстати о Чудовом монастыре следует сказать чуть более подробно.



Чудов монастырь на территории Московского Кремля

Благодаря своему статусу и местоположению Чудов монастырь был тесно связан с русскими царями – и не только тем, что они принимали в нем православное крещение и присутствовали на праздничных богослужениях. В Смутном 1610 году в Чудовом был насильно пострижен в монахи Василий Шуйский, а потом переведен в Иосифо-Волоколамский монастырь.

 Через два года его забрал оттуда гетман Жолкевский – снял с него иноческое одеяние и облачил «во изрядные ризы», чтобы представить польскому королю «не пленного инока, а пленного Русского царя». В Польше он и умер. Жену же его, царицу Марью, тоже постригли в монахини и отправили в московский Ивановский монастырь.

А еще раньше, в 1602 году, из Чудова бежал в Литву дьякон Григорий Отрепьев. С именем первого русского самозванца и его печальной для России историей связана одна из самых известных страниц в летописи Чудова монастыря. Отрепьев и сейчас вызывает споры ученых. Считается, что он был сыном галицкого дворянина Богдана Отрепьева, которого, видимо, убили в пьяной драке в московской Немецкой слободе – как известно, в то время она уже существовала.

Будущий самозванец носил имя Юрий и после смерти отца попал к боярам Романовым, а когда на них началась опала, постригся в монахи под именем Григорий (историк Малиновский в своих трудах называет его монахом Германом) и по протекции попал в привилегированный Чудов монастырь. Оттуда он бежал за границу, где выдал себя за царевича Дмитрия, и вернулся в Москву с огромным польским войском, поддержавшим его в своих политических интересах.

Народ не принял Лжедмитрия – всего лишь через десять месяцев против него вспыхнуло восстание, ибо москвичи уже усомнились в истинности сего царя. Ведь когда мертвое тело Самозванца бросили на Лобное место, в руку ему была вложена медная деньга – как бы в награду за его игру. Тогда же свергли и патриарха Игнатия, который венчал Лжедмитрия на престол, и заключили его в Чудове монастыре.

Мифу об Иоанне Грозном четыреста лет. Четыре столетия его заботливо взращивали на почве страха и ненависти, предательств и подлогов, пока он не покорил весь мир. В школьных учебниках и в исторических трактатах уважаемых исследователей миф приобрел вид очевидной истины. Не знать его - стыдно, не соглашаться с ним - невозможно. Еще на школьной скамье мы узнали, каким "деспотом" был Иоанн и какими "кровавыми преступлениями" он вписал свое имя в историю. Казни невинных людей, разгром вольнолюбивого Новгорода, убийство собственного сына...Вся эта информация подана западными историками эпохи Романовых, ввоистину «не видящих бревна в своём глазу…"

Ведь доподлинно известно что творилось в грязной, развратной Европе в тёмный XVI век. В Британии за первую половину этого века было повешено только за бродяжничество 70.000 человек . В этой "цивилизованной и доброй» Англии, когда возраст короля или время его правления были кратны числу "7", происходили ритуальные человеческие жертвоприношения: невинные люди своей смертью должны были, якобы, искупить вину королевства.

В Германии, при подавлении крестьянского восстания 1525 года казнили более 100.000 человек. Хагенбах, правитель Эльзаса, устроил праздник, на котором приглашенные мужчины должны были узнать своих жен, раздетых донага и с лицами, закрытыми вуалью. Тех, кто ошибался, сбрасывали с высокой лестницы Подобными ужасами пестрит вся Западноевропейская история.

Но символом деспотизма сделали Грозного, чьи "преступления" были рождены буйной фантазией его политических противников. Причем острие обвинений направлено не только на личность царя; но также на Россию и русских.



Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища Английскому послу Горсею

http://www.icxcnika.ru/texts/Alexandrov_M/Sborniki/Ioann_Groznyi/Sergiev_R_Tsar_Ioann_Groznyi_3.html

 По поводу московского пожара англичанин Д. Горсей пишет: "Бог покарал этих жалких людей, погрязших в своих вожделениях и ничтожестве, вопиющих содомских грехах; заставил их справедливо быть наказанными и терпеть тиранию столь кровавого правителя" Вчитайтесь в текст- циничная удовлетворенность смертью десятков тысяч русских людей слышна в каждом слове...



Иван Александрович Ильин
(
28 марта 1883 год, Москва — 21 декабря 1954)
  - русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и
последовательный критик коммунистической власти в России

Чем заслужила Россия такую ненависть Запада? Иван Ильин, долгие годы проживший в Европе, показал сущность отношений европейцев к России:

«Западные народы боятся нашего числа, нашего пространства, нашего единства, нашей возрастающей мощи, нашего душевно-духовного уклада, нашей веры и Церкви, нашего хозяйства и нашей армии. Они боятся нас: и для самоуспокоения внушают себе... что русский народ есть народ варварский, тупой, ничтожный, привыкший к рабству и деспотизму, к бесправию и жестокости; что религиозность его состоит из суеверия и пустых обрядов...

Европейцам нужна дурная Россия: варварская, чтобы "цивилизовать" ее по-своему: угрожающая своими размерами, чтобы ее можно было расчленить; завоевательная, чтобы организовать коалицию против нее; реакционная, религиозно-разлагающая, чтобы вломиться в нее с проповедью реформации или католицизма; хозяйственно-несостоятельная, чтобы претендовать на ее "неиспользованные" пространства, на ее сырье или, по крайней мере, на выгодные торговые договора или концессии».

Как говориться, ни добавить, ни отнять.

Такое отношение к нашей стране сформировалось именно во время правления Иоанна IV. До конца XV века Россия находилась под протекторатом Орды, с ней считались и боялись.  Но в 1480 году Русь,  Орда пала, а вместо неё набрало сил Московское государство,   в Европе перстали бояться несуществующей Орды, а Москва и её территории стали лакомым кусочком. Точно та же произошло и в наши девяностые годы - СССР пал и Россию перестали бояться, потому, что целые куски от неё были отрезаны и на карте она стала выглядеть как говяжья туша, у которрой отделены конечности и голова. При этом в  высшие эшелоны власти были внедерены адепты Запада.

При вступлении на престол Иоанн унаследовал 2,8 млн. кв. км, а в результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое - до 5.4 млн. кв. км - чуть больше, чем вся остальная Европа.

За то же время население выросло на 30-50% и составило 10-12 млн. человек . В 1547 г. Грозный венчался на царство и принял титул царя, равнозначный императорскому. Такое положение дел было узаконено Вселенским Патриархом и другими иерархами Восточной Церкви, видевшими в Иоанне единственного защитника Православной Веры. Неожиданно для Запада возникла великая православная держава, мешавшая установлению в мире гегемонии европейских государств. http://dugward.ru/library/valishevskiy/valishevskiy_ivan_grozniy.html

Князь М. М. Щербатов в своей «Истории Российской с древнейших времен» пишет: «прошед историю сего государя», вынес впечатление, что Грозный «в столь разных видах представляется, что часто не единым человеком является».

Эту идею развили А. Т. Фоменко и Г. В. Носовский, утверждающие, что под именем «Иоанн Васильевич Грозный» скрываются как минимум четыре правителя России. Однако мы не будем «предполагать», но станем придерживаться фактов, изложенных по большей части иностранцами, служившими в то время в России.

Родился Иван Васильевич 25 августа 1530 года. «В час его рождения, - писали западные «очевидцы»,- внезапно разразилась сильная гроза. Какой-то юродивый предсказал ожидавшей ребенка великой княгине, что у нее родится «Тит — широкий ум».

Как мы писали в предыдущей публикации - Иван IV был венчан на царство в трехлетнем возрасте, сразу после смерти своего отца - Василия III. Но так как мальчик был еще слишком мал для управления государством, первые пять лет на Руси фактически правила его мать, Елена Глинская. Вернее, ее именем правил временщик — Иван Федорович Телепнев-Оболенский, любимец матери.

С 1534 до 1538 года продолжалось правление правительства Елены Глинской, однако 3 апреля 1538 года Елены не стало - его мать отравили. Ходили слухи, что не без помощи Шуйских. Таким образом, Русь оказалась в руках хладнокровных убийц, которые стали властвовать, совершенно не считаясь с правами малолетнего законного правителя.

После гибели матери единственными близкими людьми у Ивана и его брата Юрия остались: любимец Елены князь Иван Телепнев-Оболенский его сестра Агриппина и верный Василию III боярин Федор Семенович Воронцов .

Прошло всего семь дней после смерти Глинской, как вдруг в царские палаты ворвалась стража и, несмотря на слезные просьбы юного царя, заковала князя с его сестрой в цепи. Оказалось, это новый властитель Руси, Василий Шуйский, избавляется от верных людей скончавшейся правительницы. Более того, по Москве ползли слухи, что именно он был убийцей Елены.

...Как бы то ни было, фактическим главой государства становится Василий Шуйский. Кстати, правление Шуйских было периодом беззакония и своевластия, начиная с брата Ивана III, Василия и заканчивая еще одним из Шуйских – Василием Ивановичем, который правил во время Великой Смуты. Ещё один Шуйский:

Василий Иванович Шуйский - русский царь c 1606 по 1610 годы. Представитель княжеского рода Шуйских. После низложения жил в плену у поляков. Последний представитель рода Рюриковичей на российском престоле.



Иван Шуйский, брат Василия III. Управлял после смерти Глинской.

Надобно сказать, когда преемником отца Ивана Грозного Василия, стал его брат князь Иван Шуйский, то на Руси наступили черные дни. Иван «повелевал в Думе как деспот, а во дворце как хозяин». Он тут же расхитил всю государственную казну, а из награбленного золота повелел выковать сосуды, на каждом из которых вырезал имена своих предков. Во всех уголках Руси он рассадил наместниками родственников и приятелей, которым позволил вести там дела так, как им вздумается.

Например, заполучивший Псков Андрей Шуйский там «свирепствовал, как лев». Он беззастенчиво грабил горожан, обложив их гигантскими налогами, бедняков заставлял работать за нищенскую плату, а от состоятельных людей требовал богатых подношений. Люди называли Псков вертепом разбойников и боялись туда ездить. Опустели торжища и монастыри, многие горожане покидали дома и бежали на чужбину.

Естественно, что именно Шуйским интересуются летописцы, а не юным наследником престола, не вошедшим в силу, чтобы заявить о своих правах. Так продолжалось до сентября 1543 года. Шуйские при государе и митрополите «у великого князя на совете» учинили насилие над Федором Семеновичем Воронцовым «за то, что его великий князь жалует и бережет»

Его чуть не убили и пощадили только «для государева слова», потому что Иван очень просил за него. Но все-таки Воронцова с сыном против государевой воли сослали в Кострому. При этом случае бояре во дворце оскорбили митрополита Макария, порвав на нем мантию. Насилие над Воронцовым переполнило меру терпения Ивана.

Юный царь вдосталь натерпелся грубости от бояр. Годы прошли, а он все вспоминал не без содрогания: «Нам бы во юности играющим, а князь Иван Васильевич Шуйской сидит на лавке, локтем опершися об отца нашего постелю, ногу положа на стул, к нам же не приклонялся не токмо яко родительски, но ниже властельски, рабское же ниже начяло обретеся. И таковая гордения хто может понести? Како же исчести таковая многая бедне страдания, еще во юности пострадал»



Воронцов Федор Семенович (ск. 21.07.1546),
боярин, игравший видную государственную роль в малолетство Ивана IV
как соперник Шуйских в окружении юного государя

Он ненавидел Шуйских и, подстрекаемый боярами, решился на мщение за понесенные обиды. В начале января 1544 года Иван вдруг велел поймать Андрея Михайловича Шуйского и приказал его передать псарям, которые и убили князя. Люди, не верившие, что такое деяние могло исходить от малолетнего государя, говорили о князе Андрее, что «убили его псари у Куретных ворот повелением боярским, а лежал наг в воротех два часа». Этой смертью и завершилось время Шуйских.

Официальная московская летопись говорит, что, погубив «первосоветника», великий князь сослал его брата князя Федора Ивановича и других членов их «правящего кружка» — «и от тех мест начали бояре от государя страх имети и послушание».

Почувствовав слабость Руси, в ее пределы тут же вторглись казанские "татары". Их опустошительные набеги летописцы сравнивают с нашествием Батыя, говоря, что иноземные супостаты «лили кровь христиан, как воду».

Знаешь ли, что у меня более ста тысяч воинов? - похвалялся перед юным царем Иваном казанский хан. - Где желаешь видеться со мною: в Москве или на берегах Оки?



Кадр из сериала "Иван Грозный". Юный Иван в окружении Шуйских...

Да только Иван IV был бессилен что-либо сделать. Он сам жил в страхе и постоянно терпел унижения от властвующего Шуйского. Тот часто заявлялся в царские покои потешить свое самолюбие. Он всегда садился перед государем, подчеркивая свое превосходство, ведь по законам того времени перед царем следовало стоять! Шуйский мог запросто опереться локтем на постель Ивана или даже, бывало, сидя в царском кресле, закидывал на нее ноги.

Соит немного упомянуть еще об одном персонаже времён Грозного – князе Иване Вельском, заточенного в темницу Василием Шуйским. Случилось то, чего Шуйский никак не ожидал. В 1540 году его ставленник митрополит Иоасаф, видя бедствия Руси, добился освобождения Вельского! И более того, недавний узник неожиданно получил поддержку русской знати и возглавил Боярскую думу. Шуйский опасался, что теперь он сам окажется в темнице, однако Вельский не тронул своих недругов. Его заботило лишь одно: как можно скорее навести в государстве порядок.

Он тут же пресек все злоупотребления государственной властью среди распоясавшихся при Шуйском чиновников, а также сместил многих нечестных наместников. Например, упомянутый князь Андрей Шуйский был отозван из Пскова в Москву, и псковитяне наконец смогли вздохнуть свободно.

Уладив дела внутренние, Вельский озаботился охраной рубежей. К тому времени государству уже угрожали не только Казань, но и Крым - крымский хан тайно готовился к войне, рассчитывая объединенными с казанцами силами поставить Русь на колени. Радовало лишь то, что противники не могли ударить одновременно. Казанский хан, не имея флота, опасался теплого времени года, ведь русские ладьи запросто могли обойти его по Волге и ударить с тыла. Крымский же хан, наоборот, ждал весны, когда в степях появится подножный корм для лошадей.

И вот в декабре 1540 года армия казанского правителя Сафа-Гирея пересекла русские границы. Однако у Мурома она встретила такое сопротивление, что разгромленный хан бежал. Русское воинство тут же расположилось на берегу Оки, чтобы встретить и крымских захватчиков.

«Ока да будет неодолимою преградою для хана! - писал своим воинам десятилетний царь Иван. - А если река не удержит врага, то заградите ему путь к Москве своею грудью. Обещаю любовь и милость не только вам, но и детям вашим».

- Забудем вражду и самих себя, - говорили между собой воины. - Послужим Иоанну, коего слабая рука еще не владеет оружием! Послужим малому, да от великого честь приимем!

30 июля 1540 года к Оке подошла армия крымского хана Сахиба I Гирея. Уверенные, что у русских нет сил для отражения атаки, татары смело спустили на воду плоты для переправы. Каково же было их изумление, когда на противоположном берегу их встретила могучая рать.

- Вы обманули меня, уверив, что Русь не в силах бороться в одно время с Казанью и со мною! - набросился Сахиб-Гирей на своих советников. - Смотрите, какое войско! Ни я, ни опытные старцы мои не видывали подобного!

Той же ночью хан отступил от Оки. Он направил свою армию к Пронску, да только и там встретил отчаянное сопротивление - русский воевода для обороны города вооружил даже женщин и детей. Когда же на подмогу к Пронску подошли русские полки, они погнали крымского хана до самого Дона…

Продолжение следует….