На фоне славных дел деда Александра Невского, Дмитрия Донского, деяния Ивана Калиты кажутся весьма незначительными, а личность — невыразительной. Да и само прозвище (кошелек, мешок с деньгами) то ли купеческое, указывающее на жадность, скопидомство, то ли поповское, обозначающее щедрость, раздачу милостыни нищим, — но никак не княжеское. По мнению некоторых историков, Иван Данилович Калита, как и многие его венценосные родственники, — посредственность, стремящаяся с помощью центральной Ордынской власти и собственной бережливости лишь «округлить» свои владения за счет более талантливых, но надменных и нерасчетливых соседей. Другие ученые указывают на результаты деятельности Ивана и его потомков — создание мощного Российского государства с центром в Москве, находят провидческий дар у этого заурядного на взгляд их оппонентов князя. В их работах Калита превращается в талантливого политика, дипломата, экономиста и психолога, неустанно работавшего на перспективу, закладывая основы будущего могущества Москвы. Кто прав, сказать трудно. Все зависит от точки зрения исследователя.
Борьба за великокняжеский престол между сыновьями Ярослава Всеволодовича Андреем и Александром Невским сменяется междоусобицами сыновей последнего — Дмитрия и Андрея, неоднократно обращавшихся за помощью к Метрополии-Орде. Их младший брат Даниил, получивший от отца Московское княжество, обычно поддерживал Андрея, но в 1301 году выступил против него на стороне Ивана Дмитриевича Переяславского, за что тот и завещал союзнику Переяславль-Залесский. У Даниила было четверо или пятеро сыновей. Старший, Юрий,женатый на сестре хана Золотой Орды Узбека, боролся с двоюродным дядей Михаилом Ярославичем Тверским за право занимать владимирский престол. Последний был казнен по приговору ханского суда, но его сын Дмитрий отомстил за отца. Пожертвовав жизнью, он убил Юрия в 1325 году. Ярлык на великое княжение был передан другому сыну Михаила — Александру. Дело старшего брата Юрия пришлось продолжать четвертому сыну Даниила — Ивану. Ни имени его матери, ни года рождения историкам пока установить не удалось. Имеются предположения, что он родился в 1283 году. Первый раз его имя упоминается в летописи 1304 года, когда он был оставлен братом наместником в Москве на время похода против Михаила. На следующий год Иван успешно защищает Переяславль-Залесский от тверичей. Когда в 1307 году его старшие братья Александр и Борис поссорились с Юрием и бежали в Тверь, он остался в Москве. В 1320 году Иван участвует в походе против рязанского князя Ивана Ярославича, а затем едет с посольством в Орду-Метрополию, где живет более года. В 1322 году он возвратился с с Ордынскими отрядами, чтобы усмирить ярославских и ростовских бояр, поднявших мятеж против центральной власти Руси - Орды. К 1325 году Александр и Борис умерли, и после гибели Юрия Иван I становится московским князем, получив в 1326 году в Орде ярлык. В том же году в Москве был заложен каменный собор Успения Божией Матери с одобрения и при участии митрополита Петра, который после смерти был погребен в этом храме. Иван добился причисления Петра к лику святых, что способствовало превращению Москвы в один из религиозных центров Северо-Восточной Руси.
В 1327 году тверичи подняли восстание против московской экспансии, уничтожив ордынский отряд Чолхана (Шевкала). Калита вновь едет в Метрополию-Орду к хану. И ссылаясь на то, что Тверь тяготеет к северо-западным землям, в частности к Литве, где нарастает тенеденция окатоличивания православных, предложил присоединить Тверское княжество к Московскому. Объединенные отряды московского и ордынского войска разгромили силы тверского князя, Г.Чориков «Великодушие Псковитян, оказанное Тверскому Князю Александру Михайловичу. 1329г.», а сам Александр бежит в Псков, прихватив с собой половину населения княжества. Калита получает от хана титул великого князя а также право на вправление Владимирским княжеством совместно с князем Александром Васильевичем Суздальским. Иван ведет войны с Псковом и Новгородом, отстраивает Московский Кремль после пожара 1331 года, продолжает строительство каменных храмов, скупает села и волости, приобретая в Орде ярлыки на удельные княжения. У этого рачительного хозяина, который, возможно, утаивал часть ордынской дани, вечно не хватало денег, и казна часто оставалась пустой. Нелегко потом сложилась судьба князя Александра Михайловича Тверского. После побега из Твери в Псков, его было велено искать по всей русской земле. В 1329 году Иван Калита, обратился к псковитянам и митрополиту Псковскому Феогносту о проклятии и отлучении от церкви князя Александра и весь Псков, если они не будут целовать крест перед Московским князем не снимут с себя крестоцеловальный обет перед Александром. Средство подействовало и Александр Михайлович сказал псковичам: «Братья мои и друзья мои, не будет на вас проклятия ради меня; еду вон из вашего города и снимаю с себя крестное целование, только целуйте крест, что не выдадите княгини моей». Псковичи целовали крест и отпустили Александра в Литву. Свою жену он оставил во Пскове. Узнав, что Александр уехал, Калита заключил с псковитянами вечный мир «по старине, по отчине и по дедине», после чего митрополит Феогност с новгородским владыкой благословили посадника и весь Псков (https://stuki-druki.com/authors/Alexandr-Mihaylovich-Tverskoy.php). В Литве Александр Михайлович был хорошо принят Гедимином, который обещал ему защиту, и прожил там полтора года. Когда же гроза поутихла, возвратился к жене во Псков, жители которого приняли его с честью и посадили у себя на княжение. В 1338 году князь Александр Михайлович был призван в Орду вместе с Василием Ярославским и другими удельными князьями, обещая им большие милости. В Орде Александр встретил своего сына Федора, отговаривавшего его идти к хану, но все же, несмотря на эти уговоры, с богатыми дарами отправился к хану. Их приняли с мрачным безмолвием. Прошел целый месяц ожидания. Некоторые приближенные к хану ордынцы, в том числе и его жена, заступались за Александра. Но затем в Орду прибыли сыновья Ивана Калиты, что и разрешило сомнения хана: он объявил, что Александр должен умереть, как князь, вносящий раздоры в Золотоордынскую империю. Его казнили вместе с сыном Федором. Растерзанные тела позже были привезены во Владимир, где их отпели, а затем погребены в Твери, в церкви Святого Спаса. Далее Иван Калита распространил свое влияние и на тверское княжество, в котором снова стал править Константин Михайлович. Тверичи в знак своего повиновения отослали в Москву большой соборный колокол, чем подтвердили верховенство последней над Тверью. Московское государство ширилось и крепчало Еще одним фактором, повлиявшим на доминирование Москвы над Тверью, стало обеспечение безопасности купцов по Великому серебряному пути. Иван Калита заблаговременно очистил московские земли от разбойников, которые активно промышляли в то время и часто обирали проезжающих купцов, чего не сделали тверские правители. Таким образом, получив безопасный коридор, торговля почти полностью потекла через Московское княжество. Это стало одной из первых дипломатических побед Ивана Калиты над Тверью. Хитрость московского правителя распространилась и на тогдашнего хана, юного наследника Орды Узбека: Иван стал для него верным и преданным товарищем, платил вовремя дань, потакая ему во всем.
Эти отношения сложились, благодаря случаю, произошедшему в 1327 году, когда Тверь посетил мурза Чолхан. Он требовал с Тверского княжества вернуть большую задолженность. Но цена долга оказалась настолько непосильной, что сразу же возник конфликт. Фискальные представители мурзы требовали 100-процентного возмещения, а тверская сторона в ответ на это подняла восстание, в ходе которого была убита вся ордынская делегация (см. выше) 31 марта 1340 года Иван Калита скончался, приняв перед смертью схиму, и был погребен в построенном по его приказу соборе Михаила Архангела. Еще одной заслугой Калиты можно считать перенос митрополичьей кафедры в Москву, хотя сама идея принадлежала его старшему брату, но так и не была реализована. Более прозорливому младшему отпрыску удалось это осуществить, сохранив как титул, так и свою жизнь. Он понимал, что местоположение центра православия на Руси может способствовать объединению с другими русскими землями ненасильственным способом. 31 марта 1340 года Иван Калита скончался, приняв перед смертью схиму, взяв себе новое имя Анания, в честь великого апостола и священномученика. Был погребен в построенном по его приказу соборе Михаила Архангела.
Было ли это решение связано с ухудшимся здоровьем или продиктовано желанием окончить свое правление в статусе богобоязненного властителя и человеколюба — приходится только гадать. Оставив своим потомкам сильное княжество, наладив отношения с Метрополией-Ордой, укрепив торговые связи и повысив боеспособность дружины, великий князь прочно вошел в историю средневековой Руси как один из самых взвешенных и прозорливых правителей своей эпохи. Л. Н. Гумилев писал: «Основой политики Калиты стало стремление использовать в интересах Москвы союз с татарами. Кроме того, князь Иван старался покупать у обедневших удельных князей их владения, а тем ничего не оставалось, как продавать свои вотчины: мелкие княжества не могли соперничать с богатой Москвой, которую создал Даниил и унаследовал Иван Калита. За годы своего княжения Иван Калита довольно существенно расширил пределы княжества, в частности приобрел большой старинный город Ростов." Но основная заслуга Ивана Калиты, до сих пор, как кажется, не оцененная традиционной историографией, состоит в другом. При Иване Калите получил свое окончательное воплощение новый принцип строительства государства — принцип этнической терпимости. В отличие от Литвы, где предпочтение отдавалось католикам, в Москве подбор служилых людей осуществлялся исключительно по деловым качествам, Калита и его наследники принимали на службу и татар (христиан и язычников, бежавших из Орды после победы ислама и не желавших поступаться религиозными убеждениями), и православных литовцев, покидавших Литву из-за нестерпимого католического давления, и простых русских людей, все богатство которых заключалось в коне да сабле. Никаких владений у этих людей не было, и потому они искали службы, т. е. государственных военных обязанностей, за выполнение коих от князя московского следовало вознаграждение в виде «корма» с небольшой деревеньки.
Силой, связующей всех «новонаходников», в Москве стала православная вера, ведь обязательным условием поступления на московскую службу было добровольное крещение. Креститься необходимо было и для заключения брака. Множество ордынских выходцев женились на русских красавицах, а мусульманские красавицы выходили замуж за русских. Так, исподволь, во всей Северо-Восточной Руси восторжествовало православие, хотя при этом сохранились и некоторые язычески обычаи». В начале второй четверти XIV века произошел массовый отлив населения из Тверской области в сторону Новгорода и Пскова, и обстоятельства, вызвавшие миграцию, были особенные. Запустение тверских удельных волостей после того, как Александр Михайлович, затеял бунт против Орды и увел за собой половину населения Твери, летопись рисует в весьма мрачных тонах. По рассказу Тверской летописи, когда князья — братья опального Александра Михайловича вернулись в свою вотчину, то им пришлось собирать жителей, «а кто избыл от безбожных татар, а те бы опять были по своим местом». Наши" придворные" и западные историки отображают этот период противостояния Москвы и Твери, как результаты карательной экспедиции Орды. Они утверждают, что все Тверское княжество было опустошено, в целях «разорить христианство, избить князей». НО какой правитель будет опустошать земли, которые он собирается присоединить к себе? Ведь основным замыслом Орды, в т ом числе и Мосоквского князя, было собирание земель русских под единой верой – православием. Таким образом, можно смело сказать: Тверь по собственной воле не пошла в состав Литвы, куда её тянули князья. Сегодня большинству из нас возвышение Москвы в XIV векепредставляется естественным и не дает повода заподозрить в этом событии что-либо удивительное. И тем не менее ранняя история Московского княжества исполнена тайн и загадок. Почему, например, именно в XIV веке захудалое и бедное Московское княжество за какие-нибудь 30 лет превратилось в богатое и процветающее? Почему служилые люди со всех концов русской земли и из-за рубежа потянулись именно в Москву, а не в более славные и знаменитые города Руси — Новгород, Суздаль и Владимир? Откуда взялись те фантастические средства, на которые Калита скупал русские земли? Но об этом в следующей публикации… |